Порядок разработки государственных стандартов в рф. Порядок разработки и изменения государственных стандартов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Институт землеустройства, кадастров и природообустройства

Кафедра природообустройства

Реферат

по метрологии, стандартизации и сертификации

Порядок разработки государственных стандартов

Выполнил: студент группы 54-С Колмакова О.Г.

Принял: к.г.н. доцент Виноградова Л.И.

Красноярск 201 1

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ВВЕДЕНИЕ

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила и нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями.

Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хоз. субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в РФ:

1. Целесообразность разработки стандарта определяется путём анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах.

2. Приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, а также обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции.

Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:

Госстандарт России - национальный орган по стандартизации Российской Федерации;

Управление технического нормирования, стандартизации и сертификации Госстроя России;

Подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;

Технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);

Подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями).

Порядок разработки, принятия, учетной регистрации национальных стандартов устанавливается стандартами Государственной системы стандартизации (ГСС).

Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают: полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители, потребители продукции); ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям; представители общественных организаций.

1.ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Технические комитеты при Госстандарте России работают в соответствии с годовым планом стандартизации. План составляется на основании заявок, которые могут представлять в ТК предприятия, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, органы управления. В заявках должна быть обоснована необходимость работы со стандартом. В результате из поступивших предложений формируется полный заказ работы на год.

Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии (ГОСТ Р 1.2-92):

1-я стадия - организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);

3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;

5-я стадия - издание стандарта.

Государственный стандарт, в процессе его применения, может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.

Информация о действующих стандартах, о введении новых государственных стандартов, изменениях к ним заинтересованные предприятия и организации получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стандарты Российской Федерации», которые они получают по подписке.

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следующие этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или ТК), разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с оконча- тельной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 "ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов". Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Разработку государственных стандартов Республики Бела­русь могут осуществлять технические комитеты (ТК) по стан­дартизации, предприятия и организации согласно заданиям плана государственной стандартизации, договорам на разработ­ку стандартов или инициативно.

Работа ТК начинается со сбора заявок на разработку стан­дарта. Заявители (государственные органы и организации, об­щественные объединения, научно-технические общества, пред­приятия, фирмы, предприниматели) направляют заявки на разработку стандартов в ТК согласно объектам стандартизации, закрепленным за ними. В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного докумен­та, не исключено также приложение к ней проекта стандарта, разработанного заявителем. Оформление и построение стандар­та осуществляются в соответствии с ТКП 1.5-2004 .

Общие требования к государственным стандартам приведе­ны на рис 6.2.

По заявкам Госстандарт Республики Беларусь формирует годовой план государственной стандартизации. Дальнейшая работа проводится на основе договоров на разработку стандарта между заявителем и соответствующим ТК и включает следую­щие стадии:

Подготовку к разработке;

Разработку проекта;

Утверждение проекта;

Государственную регистрацию.

Подготовка к разработке. Работы, выполняемые на дан­ной стадии, включают:

Заключение договора с заказчиком на разработку государственного стандарта;

Определение при необходимости соисполнителей для раз­работки государственного стандарта;

Разработку проекта технического задания;

В техническом задании определяют:

Сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом;

требований к объекту стандартизации;

Список заинтересованных потенциальных потребителей

стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.д)

которым должен быть разослан проект будущего стандарта;

Цели и задачи разрабатываемого стандарта, взаимосвязь с другими документами по стандартизации;

Источники информации.

Проект стандарта в дальнейшем будет разослав на отзыв либо (при необходимости) на согласование организациям внесенным в список потребителей. Могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре раз работки, содержанию стандарта, и др.



Разработке проекта стандарта предшествует организацион­ная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким определением заданий в подкомитеты и рабочие группы со­образно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Для этого краткая информация о разрабатываемых норматив­ных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта Республики Беларусь, чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях. Следует также от­метить, что стандарты не являются объектами авторского пра­ва, поэтому все авторские права передаются государству.

Разработка проекта. На первой стадии создается первая редакция. Основные требования к ней касаются соответствия проекта законодательству республики, международным прави­лам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности и более высокого науч­но-технического уровня этих документов. Важный момент на этой стадии - определение патентной чистоты объекта стан­дартизации, для чего необходимы соответствующие исследова­ния и надлежащее информационное обеспечение. Проект в пер­вой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на специаль­ном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям белорусского законодательства и положениям гoсударственной системы стандартизации. На данной стадии разрабатывается также пояснительная записка к стандарту, в которой отражается следующее:

Основания для разработки стандарта, цели и задачи,

Характеристика объекта стандартизации;

Предполагаемый срок введения стандарта в действие;



Необходимые для этого мероприятия (пересмотр или отмена других стандартов и др.).

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию, пройдя предварительно нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизу.

Утверждение проекта. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт и заказчику. Утверждает его Госстан­дарт.

Для его утверждения в Госстандарт направляется комплект

следующих документов:

Окончательная редакция проекта государственного стан­дарта;

Уточненная пояснительная записка к окончательной ре­дакции проекта;

Сводка отзывов на проект;

Подлинники отзывов замечаний и предложений;

Протоколы совещания (при наличии);

Копии оригинала и перевода международного или регионального стандарта при разработке идентичного или модифи­цированного стандарта;

Заключение по результатам проверки, проекта государственного стандарта;

Оригинал технического задания на разработку государственного стандарта.

Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству, метрологи­ческим правилам и нормам, терминологическим стандартам Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Государственная регистрация. Регистрацию государственного стандарта осуществляет Госстандарт в течение 15 кален­дарных дней со дня его утверждения или со дня поступления в Госстандарт от Минстройархитектуры.

Долг государственного стандарта включает комплект следу­ющих документов:

Утвержденный государственный стандарт на бумажных

носителях;

Пояснительную записку к государственному стандарту;

Копию организационно-распорядительного документа Минстройархитектуры об утверждении государственного стандарта.

Госстандарт присваивает стандарту обозначение, состоящее из индекса СТБ, отделенного от него пробелом, порядкового ре­гистрационного цифрового номера и отделенных от номера при помощи тире четырех цифр года утверждения государственно­го стандарта.

Примеры. СТБ 1248-2000, СТБ 1432-2003.

Обозначение государственного стандарта, входящего в сис­тему (группу) государственных стандартов, состоит из индекса СТБ, порядкового регистрационного номера, присваиваемого Госстандартом, первые цифры с точкой которого определяют систему (группу) государственных стандартов; цифры, стоящие после точки, являются номером стандарта в данной системе (группе), а отделенные от номера тире четыре цифры - указы­вают на год утверждения государственного стандарта.

Примеры. СТБ 4.227-2003, СТБ 50.13-2003.

Допускается после цифр с точкой перед номером государ­ственного стандарта в системе (группе) приводить другие циф­ровые индексы, установленные основополагающим государ­ственным стандартом данной системы (группы) государствен­ных стандартов.

Примеры. СТБ 6.01.2-2001, СТБ 17.1.4.01-2000.

При разработке и утверждении государственного стандарта при развитии систем (комплексов) общетехнических и органи­зационно-методических межгосударственных стандартов струк­тура обозначения государственного стандарта должна соответ­ствовать данным систем, принятым в основополагающих стан­дартах, и включать цифры системы (комплекса) межгосудар­ственных стандартов и порядковый регистрационный номер, присвоенный Госстандартом.

Пример. СТБ 2.1698-2000.

Если государственный стандарт разделен на отдельные части, то всем частям государственного стандарта присваивается: один и тот же порядковый регистрационный номер, состоящий

из номера государственного стандарта и отделенного от него тире номера части государственного стандарта.

Примеры. СТБ 9000-1-2002, СТБ 9000-2-2003.

Утвержденный государственный стандарт вводится в дей­ствие после его государственной регистрации. Срок введения в действие не ранее 60 календарных дней со дня официально го опубликования информации о его государственной регистрации.

Информацию об утверждении государственного стандарта публикуют Госстандарт и Минстройархитектуры в официаль­ных периодических печатных изданиях и размещают ее на официальных сайтах в Интернете.

Опубликование государственных стандартов и предстандартов осуществляют в виде официальных печатных изданий. Официальное издание (переиздание) государственных стандартов и предстандартов осуществляют Госстандарт (или Мин­стройархитектуры) или по его поручению уполномоченные им организации.

Порядок издания государственных стандартов и предстан­дартов, включающий редакционно-издательскую работу, уста­навливает Госстандарт (или Минстройархитектуры).

Обеспечение заинтересованных изданными государственны­ми стандартами и предстандартами осуществляет "Госстандарт (или Минстройархитектуры) в установленном им порядке или уполномоченные им организации, которым он предоставляет это право.

6.3.1. Проверка, пересмотр, изменение, переиздание, отмена государственного стандарта

Для обеспечения соответствия государственного стандарта требованиям нормативных правовых актов Республики Бела­русь, технических регламентов, потребностям промышленнос­ти, экономики, населения и государства, уровню развития нау­ки и техники с учетом изменений, произошедших в процессах разработки, производства, эксплуатации (использования), хра­нения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, а также для установления степени их соответствия требованиям международных, региональных и нацио­нальных стандартов других государств проводят проверку на­учно-технического уровня (далее - проверка НТУ) государ­ственного стандарта.

Проверку НТУ государственного стандарта осуществляет разработчик или по решению Госстандарта другая уполномочен­ная организация. Проводят ее не реже одного раза в пять лет по результатам составляют акт проверки НТУ государственного стандарта, в котором приводят предложения по дальнейшему применению государственного стандарта: сохранить (оставить) в действии без пересмотра и изменения; подлежит пересмотру; внести изменения; подлежит переизданию; подлежит отмене. "

В акте проверки НТУ государственного стандарта при необ­ходимости устанавливают сроки его пересмотра, внесения из­менений или отмены.

Предложения могут при необходимости включать подготов­ленный проект изменения государственного стандарта.

Акт проверки НТУ государственного стандарта утверждает Госстандарт.

Пересмотр государственного стандарта, внесение в него из­менений, переиздание или отмена также могут проводиться по решению Госстандарта (или Минстройархитектуры) без прове­дения проверки НТУ на основании законодательных актов Рес­публики Беларусь, постановлений, распоряжений Совета Ми­нистров Республики Беларусь, обоснованных предложений за­интересованных субъектов технического нормирования и стан­дартизации.

Пересмотр государственного стандарта, по сути, является разработкой нового взамен действующего. Такая необходи­мость пересмотра возникает в случае, если вносимые измене­ния связаны со значительной корректировкой основных пока­зателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как заменой его новым, так и без замены.

В заключение рассмотрим основные требования, установ­ленные в ТКП 1.5-2004 (04100) для построения стандартов.

В общем случае стандарт включает следующее: титульный лист, библиографические данные, предисловие, содержание, введение, наименование, область применения, нормативные ссылки, термины и определения, обозначения и сокращения, требования, приложения, библиографию.

Стандарт начинается с титульного аиста, на котором приве­дены его обозначение и наименование, логотип СТБ, орган, утвердивший стандарт (Госстандарт или Минстройархитектуры;

На второй странице титульного листа приводят библиографические данные и предисловие.

В библиографические данные включают.

Индекс Универсальной десятичной классификации (УДК);

Код по Межгосударственному классификатору стандарте

Код поиска (КП);

Степень соответствия (для стандартов, разработанных на основе международных, региональных и национальных стан­дартов других государств);

Ключевые слова;

Код по Общегосударственному классификатору промыш­ленной и сельскохозяйственной продукции - ОКРБ 007-98 - ОКП (для стандартов на продукцию).

Код поиска ставится по определенной классификации: 01 - стандарты на процессы; 02 - общетехнические стандарты; 03 - стандарты на продукцию и т.д.

Ключевые слова должны передавать основное смысловое со­держание стандарта и использоваться в качестве самостоятель­ных поисковых признаков.

В ранее утвержденных стандартах указывается или только код КГС, или коды КГС и МКС.

В предисловии приводят сведения об организации работ по техническому нормированию и стандартизации на государ­ственном уровне и общие сведения о стандарте.

Сведения об организации работ приводят с использованием следующей формулировки: цели, основные принципы, положе­ния по государственному регулированию и управлению в об­ласти технического нормирования и стандартизации установ­лены Законом Республики Беларусь «О техническом нормиро­вании и стандартизации».

В общих сведениях приводят:

Информацию о разработке (кем разработан и внесен);

Сведения об утверждении (организационно-распорядительный документ);

Сведения об использовании в стандарте НПА (наименова­ния НПА, которые реализованы через стандарт или для испол­нения которых разработан стандарт);

Сведения о взаимосвязи государственного стандарта с тех­ническими регламентами;

Информацию о применении международных, региональ­ных и национальных стандартов других государств;

Сведения о документах, взамен которых разработан стандарт (признак введения - взамен или впервые);

Сведения о переиздании стандарта.

В предисловии предварительного стандарта указывают окончательную дату представления замечаний и предложений о целесообразности (нецелесообразности) его перевода в госу­дарственный стандарт, а также адрес, факс, телефон, e-mail разработчика.

Для обоснования причин разработки стандарта или дру­гой информации (но не требований) приводят элемент "введе­ние".

Наименование стандарта должно быть кратким, точно ха­рактеризовать объект стандартизации и обобщенное содержа­ние устанавливаемых требований, а также обеспечивать одно­значную классификацию стандарта в соответствии с междуна­родной для включения его в каталоги и информационные ука­затели стандартов.

Наименование стандарта, как правило, состоит из заголовка и подзаголовка. Заголовок стандарта определяет объект стандар­тизации, подзаголовок - его содержание. Если стандарт входит в систему стандартов, то перед заголовком приводят общий заго­ловок, являющийся наименованием системы стандартов.

Наименование стандарта в зависимости от его содержания имеет следующую структуру:

Заголовок и подзаголовок - «Снегопогрузчики. Методы

контроля»;

Общий заголовок, заголовок, подзаголовок - «ЕСКД. Схе­мы электрические. Термины и определения»;

Общий заголовок и заголовок - «ССБТ. Термины и опре­деления».

Заголовок должен начинаться с имени существительного, которое характеризует объект стандартизации, а последующие слова - определения в порядке их значимости («Краны мосто­вые, электрические, литейные; магнитофоны бытовые отре­монтированные»). Возможен в определенных случаях и прямо! порядок слов (если существительное без прилагательного не применяют или оно имеет другое значение («Головные уборы, Ценные бумаги, туристские услуги»).

Область применения оформляют в виде раздела 1, приводят для определения области назначения (распространения стандарта и при необходимости уточняют объект технического нор-

мирования и стандартизации; размещают на первой странице стандарта и оформляют в виде раздела 1.

Настоящий стандарт распространяется на... и устанавливает...

После перечня ссылок на ТНПА приводят информацию, как ими пользоваться.

Информация приводится в виде примечания. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ТНПА по каталогу, составлен­ному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим инфор­мационным указателям, опубликованным в текущем году.

Если ссылки на ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоя­щим стандартом следует руководствоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылки на ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Термины и определения приводят как самостоятельный раздел при необходимости для однозначного и непротиворечи­вого понимания текста стандарта.

Обозначения и сокращения приводят при необходимости использования в стандарте обозначений и сокращений.

Элементы «Термины и определения», «Обозначения и со­кращения» допускается объединять.

Требования стандарта оформляют в виде разделов, состав и| содержание которых устанавливают исходя из особенности объекта стандартизации.

Приложения - материал, дополняющий положения стан­дарта. Допускается помещать графический материал, таблицы, расчеты, описания аппаратуры и приборов и т.д. Приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Библиографию приводят, если в стандарте даны ссылки на другие документы, не относящиеся к ТНПА в области техни­ческого нормирования и стандартизации.

Текст стандарта должен быть кратким, точным, не допуска­ющим различных толкований, логически последовательный необходимым и достаточным для применения стандарта в соот­ветствии с областью его применения. В стандарт следует вклю­чать только требования, которые могут быть проверены объек­тивными методами.

В стандарте следует применять термины, определения, обо­значения и сокращения, установленные действующими стан­дартами.

При изложении требований в тексте стандарта применяют слова: «должен», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «разрешается только», «не сле­дует» и т.д.

При изложении требований, допускающих отступления, применяют слова: «рекомендуется», «не рекомендуется», «це­лесообразно» и т.д.

В стандарте не допускается применять:

Обороты разговорной речи, техницизмы и профессиона­лизмы;

Для одного и того же понятия различные научно-техни­ческие термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иност­ранные слова и термины при наличии равнозначных слов и тер­минов на русском языке;

Произвольные словообразования;

Сокращения слов, кроме установленных правилами ор­фографии, в соответствующих стандартах, а также в данном стандарте.

Текст стандарта делят на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости можно подразделить на подпунк­ты. При делении текста стандарта на пункты и подпункты необ­ходимо, чтобы каждый из них содержал законченную инфор­мацию.

Разделы должны иметь заголовки. Подразделы при необхо­димости могут иметь заголовки. Пункты, как правило, заголов­ков не имеют.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде табли­цы, которую применяют для сравнения показателей.

Графический материал (рисунок, схему, диаграмму и т.д.) помещают в тексте стандарта для иллюстрации отдельных ха­рактеристик объекта или лучшего понимания текста.

На таблицы и графический материал должны быть даны ссылки в тексте стандарта.

В стандарте следует применять стандартизованные единицы физических величин и их обозначения.

Например, на продукцию и услуги разрабатывают государственные стандарты общих технических условий (на группу одн ородной продукции) или технических условии (на конкретную продукцию). При целесообразности стандартизации отельных требований могут разрабатываться стандарты устанавливающие классификацию, основные параметры и разме-

ры, требования безопасности, требования охраны окружающей среды, типы, сортамент, марки, конструкцию, правила приемки, маркировку, упаковку, правила транспортирования, правила хранения, правила эксплуатации, ремонта и утилизации.

В государственный стандарт общих технических условий, как правило, включают следующие разделы:

Классификация;

Основные параметры и размеры;

Технические требования;

Требования безопасности;

Требования охраны окружающей среды (экологичности);

Правила приемки;

Методы контроля (испытаний), измерений, анализа;

Транспортирование и хранение;

Указания по эксплуатации (использованию, способу приготовления, техническому обслуживанию, утилизации, ремонту);

Гарантии изготовителя.

При характеристике требований к маркировке продуктов в ТКП 1.5 учтены требования СТБ 1100-98. Продукты, пище­вые. Информация для потребителя. Общие требования и СТБ 1400-2003. Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования.

При характеристике требований к упаковке, если речь идет об упаковываемой продукции, то учтены положения СТБ 8019-2002. Система обеспечения единства измерений Респуб­лики Беларусь. Товары фасованные. Общие требования к количеству товара и предусмотрены требования к количеству товара в упаковочной единице и среднему содержимому партии фасо­ванных товаров.

При установлении правил приемки указывают виды испытаний продукции (приемо-сдаточные, периодические, типовые, квалификационные, на надежность и др.). Для приемо-сдаточ­ных испытаний определяют партию продукции, вид контроля (сплошной, выборочный или статистический), перечень конт­ролируемых показателей, требования к содержанию документа о качестве. При установлении требований к периодическим испытаниям указывают периодичность их проведения, вид конт­роля, перечень контролируемых показателей, а также приво­дят критерии признания результатов контроля.

Методы контроля (испытаний, определений, измерений, ана­лиза) устанавливают в отдельном разделе стандарта «Общие тех­нические условия» или «Технические условия», или в отдель­ном стандарте на методы контроля.

Методы контроля должны обеспечить проверку продукции на соответствие всем техническим требованиям, установленным в стандарте. Оно должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимость результатов. В общем случае для каждого метода излагают его сущность и приводят общие требования безопасности, условия проведения контроля, требо­вания к средствам контроля, аппаратуре, материалам, реакти­вам, порядок подготовки к проведению контроля, правила об­работки и оформления, результат контроля, допустимую по­грешность метода.

Порядок разработки установлен ГОСТ 1.2.

В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматриваются, как правило, следующие стадии разработки:

1) организация разработки стандарта;

2) разработка проекта стандарта (первой и после­дующих редакций);

3) разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его для принятия;

4) принятие и государственная регистрация стан­дарта;

5) издание стандарта.

Международные и национальные организации по стан­дартизации большое внимание уделяют участию потребителей в работах по созданию стандартов. Некоторые из них находят средства для участия потребителей в заседаниях рабочих групп ТК. В этом плане интересен американский опыт, в частности ASTM, создавшей свыше 10 тыс. стандартов в самых разных областях, в том числе стандарты на продукцию для детей. В ASTM образован фонд в 50 тыс. дол. для изучения и обобще­ния интересов потребителей. Иногда расходы на присутствие представителей в ТК берет на себя промышленность. Так, присутствие трех представителей потребителей в ТК ASTM по пылесосам субсидируется компаниями.

С целью поддержания соответствия стандарта по­требностям населения, народного хозяйства и оборо­ны страны проводится его проверка. С учетом ре­зультатов проверки осуществляются в необходимых случаях разработка изменений к стандартам, пересмотр (разработка новых стандартов взамен действу­ющих) или отмена стандартов.

Изменение к стандарту разрабатывают при заме­не, дополнении или исключении отдельных требова­ний стандарта. Изменение к стандарту на продукцию разрабаты­вают при введении в него новых, более прогрессив­ных требований, которые не повлекут за собой нару­шение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действу­ющему стандарту.

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действую­щий стандарт отменяют, а в новом стандарте указы­вают, взамен какого он разработан. Новому стандар­ту присваивают обозначение старого стандарта с за­меной двух последних цифр года принятия. Пересмотр стандарта на продукцию осуществля­ют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаи­мозаменяемости новой продукции, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основ­ных показателей качества продукции.

Госстандарт (Госстрой России) принимает реше­ние об отмене стандарта:

В связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявших­ся по данному стандарту;

В других обоснованных случаях.

Особенности разработки ОСТ, СТО, СТП изло­жены в ГОСТ Р 1.4-93.

Информация о нормативных документах по стандартизации

Информация об НД по стандартизации - необ­ходимое условие их применения и соблюдения. В це­лях обеспечения доступности для пользователей, в том числе и зарубежных, информации об НД Гос­стандарт:

1) организует публикацию официальной инфор­мации о: а) государственных стандартах; б) общерос­сийских классификаторах технико-экономической и социальной информации; в) международных, регио­нальных стандартах и национальных стандартах дру­гих стран; г) правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации;

2) создает и ведет Федеральный фонд государст­венных стандартов и общероссийских классификато­ров технико-экономической и социальной информа­ции (далее - ОК ТЭСИ).

Поскольку ГОСТ Р, ОСТ (и другие равнозначные документы) принимаются государственными органа­ми управления, то они являются документами офи­циальными.

Исключительное право официального опублико­вания ГОСТ, ГОСТ Р, ОК ТЭСИ принадлежит госу­дарственным органам, принявшим эти НД - Гос­стандарту России, а в области строительства - Гос­строю России.

Так, на первой странице всех официальных изданий ГОСТ Р и ГОСТ должна помещаться надпись: «Насто­ящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта или Госстроя России».

На первой странице титульного листа и на первой странице ГОСТ Р (ГОСТ) помещается надпись: «Из­дание официальное». При нарушении этого запрета Госстандарт и Госстрой России вправе взыскать с ви­новной стороны убытки в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Информацию о действующих государственных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Государственные стан­дарты Российской Федерации».

Издание и переиздание ОСТ и СТО осуществля­ют принявшие их органы, соответственно СТП - предприятия, их утвердившие.

Стандарт - документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом.

Разработку проектов стандартов осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК) или предприятия, объединения и другие хозяйственные организации (далее - предприятие-разработчик) в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Республики Казахстан, программ (планов) ТК и договоров на разработку стандартов.

2.1.2. При разработке стандартов следует руководствоваться действующим законодательством Республики Казахстан, государственными стандартами государственной системы стандартизации Республики Казахстан и другими нормативными документами по стандартизации, а также учитывать документы международных и региональных организаций по стандартизации.

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований и другую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники.

2.1.3. В целях обеспечения организационно-методического единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандартов:

1 стадия - организация разработки стандарта;

2 стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3 стадия - разработка окончательной редакции стандарта и представление его на утверждение;

4 - стадия - утверждение и государственная регистрация стандарта;

5 стадия - издание стандарта.

2.1.4. Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по СТ РК 1.5.

2.2. Организация разработки стандарта.

2.2.1. Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК или предприятие-разработчик по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять предприятия, граждане, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью, органы управления в Республике Казахстан, технические комитеты и другие хозяйствующие субъекты.

2.2.2. Технический комитет или предприятие-разработчик организует разработку проекта стандарта:

Определяет рабочую группу для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.



2.3. Разработка проекта стандарта (первой редакции).

2.3.1. Рабочая группа готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

В пояснительной записке к проекту стандарта приводят следующие сведения:

Основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

Краткую характеристику объекта стандартизации;

Сведения о соответствии проекта стандарта международным (региональным) или национальным стандартам других стран;

Сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

Источники информации;

Сведения о патентной чистоте объекта стандартизации.

2.3.2. ТК или предприятие-разработчик проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Республики Казахстан и направляет его с пояснительной запиской членам ТК и всем заинтересованным организациям (предприятиям) по перечню, определенному техническим комитетом или предприятием-разработчиком.

2.3.3. Проект стандарта в зависимости от объекта стандартизации и вида стандарта в общем случае рассылают на отзыв:

Предприятиям, внедряющим и обеспечивающим внедрение стандарта;

Органам государственного надзора, транспортным министерствам, если в проекте стандарта устанавливают требования, относящиеся к их компетенции;



Обществам потребителей;

Органам, утвердившим действующие взаимосвязанные нормативные документы, которые подлежат пересмотру, изменению или отмене в связи с разработкой проекта стандарта;

Другим предприятиям по их запросам.

2.3.4. Заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК или предприятию-разработчику в двух экземплярах не позднее чем через 1 месяц со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

По проекту в целом;

По разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

2.4. Разработка проекта стандарта (окончательной редакции) и представление его на утверждение.

2.4.1. ТК или предприятие-разработчик с учетом поступающих отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

2.4.2. Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК или предприятие-разработчик направляет на согласование:

Заказчику разработки стандарта;

Членам ТК;

Органам государственного надзора, если они не являются членами ТК и если это необходимо;

Министерству труда Республики Казахстан, если стандарт содержит раздел «Требования безопасности».

Члены ТК рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК.

Органы государственного надзора, которые не являются членами ТК и Министерство труда Республики Казахстан в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимся к их компетенции.

2.4.3. ТК или предприятие-разработчик с учетом предложений членов ТК, согласования с органами государственного надзора и Министерства труда Республики Казахстан дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК или предприятие-разработчик организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

2.4.4. ТК на заседании, предприятие-разработчик на согласительном совещании рассматривают проект стандарта и проводят по нему согласование.

Решение заседания (согласительного совещания) оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации), члена ТК.

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций, членов ТК письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации), члена ТК.

При получении согласия всех членов ТК с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК.

В случае оставшихся разногласий предприятие-разработчик обращается в Казглавстандарт, который организует совместное рассмотрение разногласий и принимает окончательное решение.

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

2.4.5. ТК принимает решение о направлении проекта стандарта в Казглавстандарт на утверждение, если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК.

При этом проект стандарта не может быть направлен на утверждение в следующих случаях:

Если его не согласовали органы государственного надзора, не являющиеся членами ТК.

2.4.6. ТК или предприятие-разработчик направляет на утверждение в Казглавстандарт окончательную редакцию проекта стандарта в двух экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК или руководителем предприятия-разработчика, образец продукции, чертеж общего вида (при необходимости) или фотографию крупногабаритного изделия и следующей документацией в одном экземпляре:

Пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с п. 2.3.1);

Подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

Протоколом заседания ТК или согласительного совещания по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта при необходимости;

Сводкой отзывов.

2.5. Утверждение и государственная регистрация.

2.5.1. Казглавстандарт рассматривает и принимает решение об утверждении стандарта.

Перед утверждением стандарта Казглавстандарт проводит его проверку на соответствие требованиям законодательства, действующих межгосударственных и государственных стандартов Республики Казахстан, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения и изложения стандартов.

При утверждении стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом сроков реализации мероприятий, необходимых для внедрения стандарта или срок действия стандарта.

Основополагающие и общетехнические стандарты, как правило, утверждают без ограничения срока их действия.

2.5.2. Государственную регистрацию стандарта осуществляет Казглавстандарт в установленном им порядке.

2.6. Издание стандарта.

2.6.1. Казглавстандарт публикует информацию об утвержденных стандартах в ежеквартальном информационном указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан».

Казглавстандарт издает и распространяет стандарты в установленном им порядке.

3. ПРОВЕРКА, ОТМЕНА СТАНДАРТА.

3.1. Общие положения.

3.1.1. Проверку стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям народного хозяйства, экономики, населения и обороноспособности страны.

ТК или предприятие-разработчик анализирует поступившие предложения по обновлению стандарта от предприятий и специалистов, предприятий (организаций) - членов ТК, а также органов государственного надзора и обобщают их.

В качестве предложения предприятия и специалисты могут представить проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

3.1.2. С учетом поступивших предложений ТК или предприятие-разработчик разрабатывает и направляет в Казглавстандарт проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Казглавстандарт.

3.1.3. Отмену стандарта осуществляет Казглавстандарт по предложениям заинтересованных организаций.

3.2. Разработка изменения к стандарту.

3.2.1. Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение предусматривают при разработке изменения, обусловленного заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменении, связанном с применением международных, региональных стандартов или национальных стандартов других стран.

3.2.2. Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 2 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

3.2.3. При разработке изменения к стандарту осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.2.4. Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного надзора, если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

3.2.5. Проект изменения к стандарту представляют на утверждение и государственную регистрацию в Казглавстандарт в двух машинописных экземплярах, один из которых должен быть первым, не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

Вместе с проектом изменения к стандарту должны быть представлены подлинные документы, подтверждающие согласование проекта изменения и пояснительная записка.

3.2.6. Каждому внесенному в стандарт изменению Казглавстандарт присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие, как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня утверждения изменения.

3.2.7. Для стандартов в случае продления, ограничения или снятия ограничения срока действия проекты изменений не разрабатывают.

3.2.8. Предложения по продлению, ограничению или снятию ограничения срока действия ТК или предприятия-разработчики направляют в Казглавстандарт не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия стандарта.

3.2.9. Продление, ограничение или снятие ограничения срока действия стандартов Казглавстандарт оформляет постановлением.

3.2.10. Информация об изменении стандарта и текст этого изменения, а также информация о продлении, ограничении или снятии ограничения срока действия стандарта публикуется в указателе «Государственные стандарты и технические условия Республики Казахстан», ежеквартально выпускаемом Казглавстандартом.

3.3. Пересмотр стандарта.

3.3.1. При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом ранее действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года утверждения.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

3.3.2. При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту. В изменении указывают ограничение области его распространения - «Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации». При этом регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение, сохраняют, а также снимают ограничение срока действия, если он был ограничен и этот стандарт в дальнейшем проверке не подлежит, а новому стандарту присваивают новый регистрационный номер.

3.3.3. При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

3.4. Отмена стандарта.

3.4.1. Отмену стандарта осуществляют при прекращении выпуска продукции (оказания услуг, осуществления процессов), производившейся по данному стандарту, при разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа по стандартизации, а также в других обоснованных случаях.

3.4.2. При необходимости отмены стандарта ТК (предприятие-разработчик) направляет в Казглавстандарт предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без его замены.

Кроме того, направляет подлинные документы, подтверждающие согласование отмены стандарта с органами государственного надзора ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК.

3.4.3. Казглавстандарт регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов и технических условиях, как правило, не позднее, чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Республики Казахстан; порядок разработки, согласования, утверждения, государственной регистрации, обновления, отмены.

Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению cИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.

Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ИСО 9001.

Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.

Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:

а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;

б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.

Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:

Определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;

Сбор и использование данных и информации о процессах на постоянной основе;

Развитие в направлении постоянного улучшения;

Использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких как самооценка и анализ со стороны руководства.

Руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие записи, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.

Документация может быть в любой форме или на любом носителе, исходя из потребностей организации.

С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать:

Контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

Использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;

Соответствующие законодательные и другие обязательные требования;

Решения организации;

Источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;

Информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:

Функциональность (например, скорость обработки);

Простота в использовании;

Потребность в ресурсах;

Политика и цели;

Текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;

Сравнение с лучшими системами документации;

Взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон организации.

Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.

Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Эти принципы были разработаны для применения высшим руководством с целью улучшения деятельности организации. Они включены в содержание настоящего стандарта и приведены ниже.

а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

б) Лидерство руководителя

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

в) Вовлечение работников

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

г) Процессный подход

Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

д) Системный подход к менеджменту

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей.

е) Постоянное улучшение

Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.

ж) Принятие решений, основанное на фактах

Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

з) Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

Успешное использование организацией восьми принципов менеджмента приведет в результате к выгодам для заинтересованных сторон, таким как увеличение денежного оборота, создание ценности и повышение стабильности.

При разработке стандартов необходимо руководствоваться следующими основными положениями.

1) Разработка стандартов должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных сторон, разрабатывающих, изготовляющих и потребляющих продукцию, к достижению общего согласия по управлению многообразием продукции, ее качеству, совместимости и взаимозаменяемости.

2) В первую очередь (только при необходимости) должны разрабатываться стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

3) При разработке стандартов на продукцию и услуги необходимо руководствоваться требованиями потребителей, интересы которых представляют органы торговли и общества потребителей. Их представители могут непосредственно участвовать в разработке проектов стандартов (в качестве членов технических комитетов), подготавливать предложения по разработке и изменению стандартов.

4) При разработке необходимо использовать современные методы стандартизации — комплексную стандартизацию, опережающую стандартизацию, методы оптимизации параметров объектов стандартизации. Перспективность работ по стандартизации обеспечивается выпуском опережающих стандартов, устанавливающих повышенные, по отношению к достигнутому уровню, требования к объектам стандартизации. Важнейший метод стандартизации – унификация, заключающаяся в рациональном сокращении видов, типов и размеров изделий одинакового предназначения.

5) Стандарт должен устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены.

6) Стандарты должны быть изложены четко и ясно для обеспечения однозначности понимания их требований.

Проекты ГОСТ разрабатывают технические комитеты по стандартизации (ТК) в соответствии с планами государственной стандартизации РФ. Предусматриваются следующие стадии разработки :

На первой стадии назначаются руководители и ответственные исполнители по темам, определяются сроки разработки проекта технического задания и сроки выполнения работ.


Далее производится сбор, изучение и анализ материалов по данной теме, имеющихся стандартов, патентов и другой технической документации с учетом высших достижений отечественной и зарубежной техники и передового опыта. Затем составляется проект технического задания, в котором указываются цели и задачи разработки стандарта. Составляется перечень заинтересованных организаций, которым направляется на отзыв проект стандарта;

На второй стадии в соответствии с техническим заданием разрабатывается проект стандарта. Одновременно с разработкой проекта составляется пояснительная записка и проект плана мероприятий по внедрению стандарта. В пояснительной записке указываются цели и задачи разработки стандарта, область применения, основные технико-экономические обоснования. Проекты отраслевых стандартов рассылаются по установленному перечню;

На третьей стадии организации-разработчику стандарта высылаются отзывы на него, затем составляется сводка отзывов и дается обоснованное заключение по каждому замечанию. При наличии разногласий и существенных замечаний организация-разработчик проводит согласительное совещание, на основании решений которого составляется окончательная редакция проекта стандарта;

На четвертой стадии , производится научно-техническая экспертиза проекта стандарта и утверждение в установленном порядке. Стандарт регистрируется, ему присваивается номер и год.

Обозначение стандартов в общем виде состоит из индекса (например, ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. В обозначении ОСТ и СТО, кроме того, после индекса указываются соответ­ственно условное обозначение министерства (ведомства) и аббревиатура научно-технического или инженерного общества;

Пятая стадия связана с изданием стандарта, которое осуществляет ГОСТ Р.

Порядок разработки, утверждения, учета и применения ОСТ устанавливают министерства. Стандарты научно-технических и инженерных обществ разрабатывают в порядке, установленном этими обществами.

Рассказать друзьям