Сочинения ОГЭ к текстам сборника И.Цыбулько. Сейчас расскажу кое-что, о чём никто старается не думать Что такое человечность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сочинения по тексту В. Астафьева (о Белогрудке)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете » …

Лишь находясь в определённой грамматической форме, слова в предложении связываются друг с другом и выражают законченные мысли. Поэтому мы строим свои высказывания в соответствии с правилами грамматики – системы, которая включает морфологические категории и синтаксические конструкции языка. Так я понимаю высказывание Л. Успенского .

Проиллюстрировать мысль филолога можно примерами из текста Виктора Астафьева . Писатель рассказывает печальную историю куницы Белогрудки, потерявшей своих детёнышей и жестоко мстящей за это людям.

В предложении №2 форма прошедшего времени глагола «поселилась» указывает на то, что страшные события происходили в прошлом. Жители деревни извлекли урок из случившегося, стали вести себя по отношению к животным по-другому.

В предложении №42 говорится, что звери и птицы теперь «спокойно живут вблизи жилья». При этом форма настоящего времени глагола «живут» выражает мысль о том, что речь идёт уже о наших днях.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов! » …

Виктор Астафьев рассказывает о том, как поплатились люди за свою жестокость. Деревенские ребятишки погубили маленьких детёнышей куницы, и Белогрудка мстит, безжалостно истребляя домашнюю птицу. Люди усвоили этот урок и перестали обижать животных.

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» — это восклицание рассказчика выражает его желание сделать окружающий мир безопаснее для зверей и птиц. По мнению автора, люди должны относиться к животным так же бережно, как жители деревни, где до сих пор помнят историю несчастной куницы.

Братья наши меньшие нуждаются в сочувствии ничуть не меньше, чем человек. Белогрудка – мать, нежно любящая своё потомство. Об этом свидетельствуют предложения 4-5. Отобрать у куницы детёнышей – значит совершить кощунство.

Белогрудка тяжело переживает потерю кунят. Её горе не уступает человеческому: «Если бы она умела кричать – закричала бы» (предложение 16).

Итак, жестокое отношение к животным нельзя оправдать. Люди, не осознавшие этого, несут несчастья не только миру живой природы, но и самим себе.

15.3. Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Человечность – это то бесценное качество, которое делает нас настоящими людьми. Оно заключается, прежде всего, в умении сострадать, сочувствовать. В современном мире человечность, к сожалению, теряет актуальность. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.

В рассказе Виктора Астафьева деревенские мальчишки ради забавы погубили детёнышей куницы. Дети, на мой взгляд, начисто лишены человечности. Они не задумываются о том, какое горе причиняют Белогрудке, им не знакомо чувство сострадания. Человечность проявляет лишь местный охотник, понявший горе куницы и выпустивший её на волю. «Куница не виновата. Её обидели», — говорит он.

К счастью, в мире ещё есть люди, способные на человечные поступки. Один из них – доктор Леонид Рошаль. Рискуя жизнью, он бескорыстно помогал детям, оказавшимся жертвами террористических актов на Дубровке и в Беслане.

Проявлять человечность подчас бывает непросто: она требует огромных душевных сил. А потому к людям, обладающим этим качеством, следует относиться с огромным уважением .

Вариант 10

Сочинения по тексту А. Лиханова (Толик и Тёмка)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных » …

И.А. Гончаров писал: «Язык есть не только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, внутренних и нравственных ». Действительно, общаясь друг с другом, мы проявляем те или иные качества своего характера, особенности темперамента, уровень интеллекта. Речь – язык в действии – является важнейшим показателем внутренней сущности человека. Не случайно в художественных произведениях речевая характеристика стала одним из главных средств изображения персонажей.

Данную мысль можно проиллюстрировать примерами из текста Альберта Лиханова. Писатель рассказывает о страшном пожаре за городом.

Отец Толика не на шутку встревожен тем, что в горящей деревне остался ребёнок – Тёмка. Волнение мужчины настолько сильно, что говорить – а точнее, кричать – он может лишь отрывочными фразами. Психологическое состояние этого человека передают короткие неполные предложения: «Назад! Немедленно назад!»

Встревожен и Толик: ведь в огне может погибнуть его друг. Мальчик не может успокоиться даже тогда, когда опасность для Тёмки миновала. То, что чувствует Толик, доставая из-под Тёмкиной рубашки спасённых цыплят, передано при помощи риторического восклицания: «Что же ты наделал, юный натуралист!»

Итак, приведённые примеры подтверждают: «…язык есть образ всего внутреннего человека».

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым » …

В тексте Альберта Лиханов а рассказывается о двух друзьях. Автор пишет, что пожар «разделил» их: «Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым ». Думаю, финальные фразы выражают мнение Толика, который восхищён отважным поступком товарища, спасшего от огня цыплят. В глазах друга Тёмка выглядит настоящим героем. Однако, на мой взгляд, уважения достойно поведение обоих мальчиков.

Тёмка поступил по-взрослому – взял на себя ответственность за судьбу беззащитных существ. Мальчика можно назвать героем : спасая цыплят, он рисковал жизнью. Эта мысль подтверждается в предложении №36.

Толик тоже ведёт себя как герой. Узнав о пожаре, мальчик, не раздумывая, бросился на помощь другу: «Он мчался, как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки». Однако Толик героем себя не считает и даже завидует своему «геройскому товарищу».

Итак, оба друга совершают смелые поступки, а скромность Толика лишь делает ему честь.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Итак, приведённые примеры подтверждают мысль о том, что восклицательный знак в письменной речи служит «носителем самых разнообразных чувств ».

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «— А что ты будешь делать, когда вырастешь? — Я буду защищать собак » …

Отец Таборки убил бездомную собаку, которую мальчик успел полюбить всей душой. Ребёнок потрясён. Вряд ли он когда-нибудь забудет об этом бесчеловечном деянии, хотя внешнее примирение с отцом, возможно, произойдёт. Директор интересуется, что Таборка будет делать, когда вырастет. Мальчик отвечает: «Я буду защищать собак». Он не станет таким жестоким, как отец, и, повзрослев, будет давать отпор всем, кто обижает животных. Думаю, именно в этом заключён смысл финальных фраз текста Юрия Яковлева .

Ответ директору характеризует Таборку как человека неравнодушного, способного на сочувствие и сострадание по отношению к животным. Он в полной мере осознаёт ответственность за собаку. Это подтверждается в предложении 7: мальчик, не желая оставлять четвероногого друга одного, на свой страх и риск берёт его с собой в школу. А в предложениях 41-44 рассказывается о том, с какой любовью ребёнок заботился о собаке: постоянно думал о ней, подкармливал.

Итак, в финальной фразе Таборки чувствуется решимость и твёрдость. И став взрослым, он, несомненно, будет бороться с жестокостью и бесчеловечностью.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность? «…

Что такое человечность?

Человечностью можно назвать способность к сочувствию и состраданию. Это одно из лучших качеств характера. Тот, кто принимает близко к сердцу чужое горе, достоин уважения .

В тексте Юрия Яковлева человечность проявляет Таборка. Он заботится о бездомной собаке, сочувствуя ей всей душой. «Я не мог выгнать собаку, — говорит мальчик. – Её один раз уже выгоняли».

Недавно в одной из телепередач рассказывали о добровольцах, организовавших бесплатный приют для брошенных хозяевами животных. Люди по велению сердца спасают бездомных собак и кошек от голода, холода и болезней. Это тоже проявление человечности.

Сочувствуя другим, мы боремся со злом и несправедливостью. Человечность – одно из тех качеств, которые помогают нам сделать мир добрее.

Два взгляда на один вопрос… Сочинения учеников Светланы Николаевны Мищенко. .

Сочинение 1.

“В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым”, – так заканчивает текст А. Лиханов. Эти слова я понимаю так. Толик после пожара остался таким же чувствительным мальчиком, готовым спасти из горящего дома своего друга, А Тёмка, спасая цыплят, проявил себя сдержанным и терпеливым – взрослым. Чтобы доказать это, обратимся к тексту.

Например, в предложениях 12-14

мы видим, как Толик переживает за друга и “несётся сломя голову на пожар”, но после предложения 48-49. Толик плачет и кричит на Тёмку, переживая за него. Это показывает нам, что он ещё не может сдерживать свои эмоции, как взрослый человек.

Тёмка же проявил себя сдержанно. Даже когда горящая ветка упала ему на спину предложение 38. , он не закричал, а продолжил спасать цыплят. Они были у него в рубашке, и он не ложится на носилки, чтобы не раздавить их предложения 44-46. . В этом моменте мы видим, что Тёмка проявил себя терпеливым и почувствовал ответственность за жизнь цыплят, как взрослый человек.

Итак, перед нами два

мальчика: эмоциональный Толик, который готов спасти своего товарища, и сдержанный Тёмка, который проявил себя по-взрослому. Анализируя эту ситуацию, я думаю, что взрослеют люди не по годам. Кто-то может остаться эмоциональным, не умеющим владеть собою, как Толик, а кто-то стать сдержанным, взрослым, как Тёмка. 213 слов. .

Александров Антон.

Сочинение 2.

Текст А. Лиханова заканчивается такими словами: “В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым”. Я понимаю эту фразу так: один из ребят повёл себя на пожаре как настоящий взрослый, тем самым выгодно отличившись в глазах другого. Докажем это.

Действительно, поведение Тёмы на пожаре без преувеличения можно назвать взрослым. Рискуя своей жизнью, он он спасал жизнь “братьев наших меньших” – маленьких цыплят, которые не могли спастись сами. Тем самым он проявил мужество и самоотверженность – одни из самых главных качеств взрослого человека.

Хотя Толик и поступил храбро, кинувшись спасать своего друга, вместе с тем он поступил глупо. Конечно же, один он не мог бы спасти Артёма и только зря рисковал, ведь вместе с ним рядом бежал отец, у которого бы точно хватило сил вытащить Тёмку из пожара. А помощь Толи могла потребоваться в другом месте, наприме, носить из колодца воду для тушения пожара. Ведь есть ещё одна черта характера, необходимая для взрослого человека, – рассудительность.

После того как все были спасены, Толик рассуждал о том, Смог бы он так же, как Артём, рискуя собственной жизнью, спасать животных. И, видимо, пришёл к выводу, что нет, не смог бы, из-за чего и завидовал храброму Тёмке, из-за чего как бы и разделил их в возрасте этот страшный пожар. 216 слов. .


Другие работы по этой теме:

  1. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: “В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Темка...
  2. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится.”. “Трусы только боятся! Кто делает дурное – боится.” – такими...
  3. “Как! Педагог! Я утверждаю! Что! Лучше! Не искать! – И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: – А то разочаруешься. Станешь ещё более… одинок”, –...
  4. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: “Если бы он родился человеком, то о нем обязательно написали бы книгу в серии “Жизнь замечательных людей”. “Если...

ВАРИАНТ 10 ГИА - 2013

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

- (5)Что это? - спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

- (6)Горит, - рассеянно ответил отец, думая о своём.

- (7)Что горит?

- (8)Как будто выселенная деревня за городом.

- (9)Что? - вскинулся Толик. - (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки , просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

- (21)Там мальчик! - кричал отец. - (22)Там мальчик!

(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

- (28)Назад! - крикнул отец. - (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху - он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк - сгоревшая тополиная ветка - упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! - говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

- (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.

(По А. Лиханову)*

* (род. в 1935 г.) - писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком.

А1 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Толик ругал Тёмку?»

1) Толик был невоспитанным мальчиком.

2) Толик переживал за раненого друга и понимал, что бессилен помочь ему.

3) Толик считал, что Тёмка напрасно подвергал свою жизнь опасности.

4) Толик завидовал смелости Тёмки.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стремилось» (предложение 19).

1) настойчиво добивалось чего-либо

2) старалось пробиться сквозь что-либо

3) быстро двигалось, направлялось куда-либо

4) порывалось сделать что-либо

А3 В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.

2) Рядом с Тёткиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.

3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НИЗКО происходит оглушение согласного.

2) В слове БЕШЕНЫЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове СТРЕМИТЕЛЬНО мягкость согласного [л"] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове РАЗЪЕДАЛ количество звуков и букв совпадает.

А5 Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) побежал 2) метали 3) выскочил 4) хватал

А6 В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука?

1) вперёд 2) отжаться 3) сгоревшие 4) раскручивая

А7 В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением):

1) деревянные 2) огненные 3) бешеное 4) выселенная

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.

В1 Замените разговорное выражение «сломя голову» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «тополиная ветка» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_____________________________________________

В3 Выпишите грамматическую основу предложения 41.
Ответ:_____________________________________________

В4 Среди предложений 50-53 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводной конструкции.

Толик завидовал Теме1, своему геройскому товарищу2, и глядел на него уважительно3, будто на взрослого.

В самом деле4, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой5, как был6, а Тёмка сразу стал взрослым.

Ответ:_____________________________________________

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 50 . Ответ запишите цифрой.

Ответ:_____________________________________________

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Он несся сломя голову так/1) как не бегал никогда в жизни. Он мчался как бешеный/2) не думая ни о чём/3) кроме Тёмки. Рядом показалась чья-то тень/4) которая вырвалась вперёд. Он узнал отца.

Ответ:_____________________________________________

В8 Среди предложений 23-27 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

В9 Среди предложений 36-39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________________

С2 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе задание С2.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ВАРИАНТ 10 ГИА - 2013

Текст для изложения

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? – Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным... И никто не сказал: добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен – и человеку в одиночку и всему обществу в целом.

Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни: чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.

Проверка и оценивание задания С1

№ абзаца

Микротема

Без доброты невозможна душевная красота человека.

Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.

Воспитывать в ребёнке добрые чувства трудно, для этого ребёнок должен пройти эмоциональную школу.

Проверка и оценивание заданий А и В

№ задания

ответы

(очень) быстро

<или> стремительно

ветка тополя

стало страшно

На фоне страшной трагедии в Кемерово люди опять очень эмоционально сопереживают, рассуждают о причинах и следствиях катастрофы, о пожарной безопасности в том злополучном торгово-развлекательном центре, об организации путей эвакуации, о системах пожаротушения и прочем… Это всё правильно, об этом нужно думать, но я хочу рассказать о другом.

Вы знаете, что огромное количество людей по всей стране, проживающие в обычных многоэтажных домах, в том числе и я сам, все мы почти никак не защищены от пожара? Вы ведь видели видео из Кемерово и то, с какой скоростью распространяются огонь и дым - секунды. Через 5 минут после начала пожара, если вы только что почувствовали запах дыма, но обнаружили, что уже отрезаны огнём от стандартных путей эвакуации (лестницы), ваши шансы выжить снижаются многократно.

А что такое 5 минут?

Если пожар начался на 1-ом этаже, а вы живёте на 5-ом или на 9-ом, то разве вы успеете настолько быстро почувствовать дым и среагировать? И ладно, если это лето и окна открыты, а если на улице холодно и всё закупорено? А если дома только пожилые люди или только дети - они просто не успеют быстро понять, что в доме пожар, и адекватно среагировать. Да более того: а если всё происходит ночью, и вы все попросту спите?! Вы представляете себе, что пока вы проснётесь и сообразите, что воняет гарью, огонь может уже вовсю где-то полыхать. При этом, если огонь распространяется очень быстро, то смертельно опасный дым распространяется ещё быстрее. Через 10-15 минут после начала пожара, если вы ещё не нашли пути спасения, то можно уже начинать вспоминать прожитую жизнь или делать прощальные звонки… Без шуток.

Но хуже всего, конечно, дела обстоят с теми, кто живёт в многоэтажках, хотя и жителям верхних этажей «хрущёвок» тоже нужно заранее побеспокоится о своей безопасности и предусмотреть альтернативные пути спасения. Мы все стараемся не думать об этом, чтобы не переживать «напрасно», но, как показывает практика, очень часто: спасение утопающих горящих - дело рук самих утопающих горящих.

Для понимания того, с какой скоростью распространяется огонь и дым видео из Кемерово (куда и почему пропали 3 с лишним минуты записи самого начала пожара (время в верхней части экрана) не спрашивайте - не знаю):


UPD Вот нашлись вырезанные кадры начала пожара в Кемерово:

Что происходит при пожаре на самом деле?

Во-первых, надо понимать, что пока в пожарную службу поступит сигнал, пока экипажи погрузятся и стартуют, пока подъедут к дому, пока растащат припаркованные возле дома автомобили чтобы поставить пожарные машины на «позиции» (а «пожарки» - они габаритные), пока найдут работающие гидранты и выдвинут упоры (если это машина с лестницей)… Вы понимаете, сколько пройдёт времени? А счёт, как вы помните, идёт на секунды.

Во-вторых, по поводу спасения людей, отрезанных огнём на верхних этажах:

У наших пожарных машин стандартные лестницы достают только до 5 этажа. При этом, ещё не каждая лестница разложится до подобной высоты - влияют расстояние между пож.машиной и домом, а также техническое состояние самой лестницы. Лестниц, которые реально достали бы до 9 этажа, даже в крупном городе - раз-два и обчёлся. Надо понимать, что время подъезда машины с такой высокой лестницей может быть весьма значительным (прим.: а если пожар происходит в «час пик»?!). Про более высокие лестницы я даже и не говорю - их единицы и далеко не в каждом крупном городе они в принципе есть. А вот многоэтажек в 10-20 этажей сейчас понастроили много где (прим.: мне вот интересно, а наличие подобной пожарной техники, способной достать до высоких этажей, как-то увязывается с выдачей разрешений на строительство настолько высоких домов? кто-нибудь в курсе? и как вообще это выглядит - спускаться по шатающейся от порывов ветра лестнице, например, с 15-го этажа?!)

Пожарных тентов, на которые люди могли бы прыгать, почти нет (прим.: по крайней мере почти на всех видео про спасения людей с верхних этажей, которые я просмотрел, такие тенты у пожарных отсутствовали) . Почему? Потому что эти тенты, во-первых, небезопасны: потому что трудно удерживать такой тент, когда человек прыгает с высокого этажа; потому что есть высокий риск травм для тех людей, которые этот тент удерживают (прим.: как я понимаю, именно последний фактор является главным мотивом, почему такие тенты у нас очень редко применяют пожарные) . Во-вторых, для удержания такого тента требуется очень много людей, а пожарных, когда они только приехали, всегда мало и их явно не хватает для растяжки такого тента (прим.: там по правилам требуется от 10 до 40 человек для удержания тента, в зависимости от его размера) . А ведь им требуется ещё и шланги раскатывать, и гидранты искать, и т.д. и т.п. (прим.: с другой стороны, что может быть важнее немедленной помощи тем людям, которые в любой момент на глазах у всех могут заживо сгореть?!)

Надувных кубов у нас тоже нет. По крайней мере, я не видел ни одной видеозаписи крупного пожара, где такой девайс был бы применён для спасения людей. Такое впечатление, что они хранятся только для показательных выступлений на соревнованиях МЧСников и пожарников.

Раньше в 9-этажках на лоджиях/балконах были предусмотрены пожарные лестницы выше 5-го этажа, но многие их срезали, люки заложили.

В новых домах сейчас предусмотрены «незадымляемые» лестницы, которые обособлены от квартир и лифтов, но этот путь спасения всё равно только для тех, кто быстро среагирует, потому как в случае значительного пожара в дыму будет всё - дышать и там будет нечем (прим.: в том числе потому, что могут начать гореть вент.фасады и/или внешний утеплитель - это распространённые сейчас технологии строительства, и достаточно часто строители используют дешёвые горючие материалы вместо дорогих пожароустойчивых, в этом случае пожар распространяется не только внутри дома, но и снаружи).

В новых домах везде стоит пожарная сигнализация, но как показывает опыт всех крупных пожаров последних лет, эти сигнализации повсеместно отключены.

Таким образом, мы все стараемся не думать о плохом, грустном и в том числе о возможности пожара, но фактически очень многие из нас находятся в группе риска, и у большинства в случае пожара нет даже никаких надежд на спасение... Это ведь какой-то пиздец, если честно.

Мне кажется, здесь нужно что-то менять. И если от государства что-то требовать можно довольно долго, то хотя бы самим о себе надо немного позаботиться.




Какие у вас есть альтернативные варианты спасения? (если вы живёте выше 3 этажа)

Через чердак перебраться в соседний подъезд, при условии, что люк на чердак открыт и в коридоре есть чем дышать

14 (10.5 % )

По пожарным лестницам на лоджии/балконе

10 (7.5 % )

Я живу в новом доме и у нас есть «незадымляемая» лестница (лестничная клетка расположена отдельно от квартир и лифта)

27 (20.3 % )

У меня есть индивидуальные средства спасения (спец.противогаз, Самоспас и так далее)

18 (13.5 % )

У меня нет никаких альтернативных вариантов

64 (48.1 % )


P.S. И ещё для понимания экстремальности ситуации с пожаром:


Пожар во Владивостоке:

P.S.2 По поводу пожара в Кемерово, кстати, почти все погибшие, как я понял, - это посетители кинотеатров, которые были расположены возле детской площадки, где и началось возгорание, и которые быстро не вышли из залов. Пожарная сигнализация в торгово-развлекательном центре не сработала, как и система пожаротушения, киносеанс не прервался, свет в кинозалах не включился, а через пару минут после начала пожара наоборот - электричество коротнуло и погасло (не везде). Некоторые зрители, видимо, не услышали сразу предупреждения о пожаре (в залы забегал кто-то предупредить) или люди слишком долго собирались, или вообще не придали значения одиночному крику (киносеанс ведь продолжался, напомню, и был, как я понял, самый финал фильма, развязка - возможно, кто-то решил досмотреть до конца, если не будет повторных сигналов каких-то). Через несколько минут, когда люди попытались выйти в коридор, там уже был только дым - ничего не видно, дышать почти нечем. Взрослые с детьми приняли решение укрыться в помещении и ждать спасателей, пытались открыть аварийный выход - тот был закрыт, замок сломали, но там также всё было в дыму. Прождав примерно 15 минут (потеряв драгоценное время) один единственный человек решил попробовать пробиться за помощью (они рассчитывали на быструю профессиональную помощь). При этом, своих детей мужчина оставил в кинозале, где, как он предполагал, им будет безопаснее... Человек потерял сознание через несколько метров, но именно его спасатели нашли и спасли. До людей в кинозалах спасатели не дошли:

Не обращайте внимание на спокойствие и невозмутимость Михаила Трусова на видео выше, когда он рассказывает свою страшную историю - это включаются защитные механизмы психики, которые заставляют человека как бы абстрагироваться от эмоций и ситуации. Кроме того, он наверняка напичкан успокоительным.

По информационным каналам проходило много сообщений про то, что люди якобы не могли выйти из кинозалов, звонили близким и прощались... Большинство почему-то сразу решили, что эти люди оказались каким-то образом закрыты/заблокированы в залах, что их там чуть ли не специально закрыли, что двери заело и прочее и прочее. Мне сразу все эти версии показались невероятными: как можно себе представить ситуацию, что билетёрша кого-то закроет во время просмотра кино?! А если захочется в туалет? Или с чего вдруг именно в момент начала пожара (без взрыва, который мог бы вызвать деформацию конструкций) дверь заклинит настолько, что её наадреналиненные взрослые люди не смогут сломать?! Такой бред вроде бы нормальные и даже, казалось, умные люди транслировали, не стесняясь... Так и вышло в итоге: нашлось видео - все двери были открыты. Таким образом, сами взрослые, находящиеся внутри кинозалов, неадекватно медленно реагировали на предупреждение (которое было невнятным, надо ещё раз упомянуть, а один из залов, весьма вероятно, вообще никто не известил о начале пожара) и потом ещё приняли роковое решение остаться...

Страшно всё это...

Сочинение рассуждение по тексту

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (З)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.
(5)- Что это? - спросил Толик, и сердце его дрогнуло.
(6)- Горит, - рассеянно ответил отец, думая о своём.
(7)- Что горит?
(8)- Как будто выселенная деревня за городом.
(9)- Что? - вскинулся Толик. (10)- Тёмка! (11)Там Тёмка!
(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.
(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.
(21)- Там мальчик! - кричал отец. (22)- Там мальчик!
(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
(28)- Назад! - крикнул отец. (29)- Немедленно назад!
(ЗО)Но Толик мотнул головой. (ЗІ)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым.
(ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
(Зб)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху - он ловил цыплят, спасая их от огня.
(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк - сгоревшая тополиная ветка - упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.
(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.
(45)- Ложись! (46)Ложись! - говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:
(49)- Что же ты наделал, юный натуралист!
(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
(51)Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.
(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.
(По А. Лиханову)

Вариант 1
Жалость - это чувство, которое испытываешь к кому-то, кто попал в сложную ситуацию, чем-то обижен или ущемлён. Жалеть - значит сострадать, испытывать желание помочь тому, кто в беде.
Жалость, которая не подкрепляется никакими действиями, больше свойственна детям. Взрослые в большинстве случаев предпринимают активные действия.
Это различие между жалостью ребёнка и жалостью взрослого показано в рассказе о Толике и Тёмке. Толик признаётся, что после пожара он «остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым» (предл. 53).
Тёмкино взросление произошло потому, что он пожалел цыплят не на словах, «как это часто бывает, а на самом деле».
Я считаю, что и мой младший брат стал взрослее, когда в канун прошлого Нового года решил отдать в детский дом свою любимую игрушку - железную дорогу. Так он пожалел и поддержал детей, оставшихся без родителей: «Я уже успел в неё поиграть, а им эта игра принесёт много радости».
Жалость - хорошее чувство, но лучше всего, если в паре с ней идут и поступки! Такой вывод я могу сделать из прочитанного.

Вариант 2
Я думаю, что жалость - это то же самое, что сострадание, сопереживание. Жалость может побуждать человека к оказанию поддержки или помощи пострадавшему.
Именно так и происходит в рассказе о мальчике по имени Тёмка. Жалость к цыплятам, которые могли пострадать от пожара, пробудила в нём смелость. Он не убежал из избушки подальше от пожара, а спасал птенцов и «прятал их за пазуху» (предл. 36). Когда Тёмку положили на носилки, он старался лечь так, чтобы не задавить цыплят (предл. 44).
Французскому писателю Пьеру Корнелю принадлежит фраза: «Ранимы жалостью высокие сердца». Это значит, что данное чувство чаще всего знакомо людям великодушным, сильным, добрым.
И ещё, я думаю, жалость, особенно подкреплённая действиями, - это проявление душевной силы и сострадания.

Вариант 3
Жалость - это умение отнестись к другому человеку или к любому живому существу с пониманием, способность выразить ему сочувствие и заботу. Это чувство лучше всего проявляется в поступках.
Так, в тексте А. Лиханова Тёмка из жалости бросился в пожар спасать цыплят (предл. 36), хотя сам сильно рисковал жизнью.
Это же чувство стало началом дружбы собаки и клоуна Мистера Жоржа в рассказе А.П. Чехова «Каштанка». Клоун пожалел Каштанку, когда та, выбившись из сил, заснула у дверей подъезда, и забрал к себе.
Я считаю, что жалость - это хорошее качество, оно отличает добрых, милосердных людей, которые всегда готовы прийти на помощь.

Рассказать друзьям