Логопедическое занятие комнатные растения подготовительная группа. Занятие Комнатные растения (старшая логопедическая группа)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи в старшей группе на примере лексической темы «Комнатные растения »

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные цели :

а) уточнение и расширение представлений о комнатных растениях и уходе за ними;

б) уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Комнатные растения»:

Слов-предметов: растение, кактус, фикус, фиалка, кливия, герань, плющ, горшок, лейка ;

Слов-признаков: комнатный, зелёный, гладкий, колючий, высокий, цветущий, вьющийся ;

Слов-действий: ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать

в) совершенствование грамматического строя речи:

Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже;

Формировать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД;

Формировать умение согласовывать существительные с числительными два и пять , а так же умение согласовывать существительные с прилагательными в роде .

г) формирование умения составлять предложения по картине и отвечать полным ответом.

Коррекционно-развивающие цели :

Развитие связной речи;

Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса;

Развитие слухового внимания;

Развитие координации движения и речи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие логического мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия.

Воспитательные цели : воспитание навыков сотрудничества, взаимодействия, инициативности, активности, самостоятельности, воспитание у детей любви и заботы к комнатным растениям.

Оборудование: магнитная доска, наглядный материал «Комнатные растения» - кактус, фикус, герань, фиалка, кливия, плющ, разрезные карточки-пазлы с комнатными растениями, живое комнатное растение фиалка, божья коровка, пособие «Посчитай сколько», заготовка для рисования «Кактус без колючек», карточки «Что лишнее», картина «Живой уголок», лейка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Логопед зазывает ребят к окну.

Л. – Ребята, здравствуйте! Подойдите все сюда ко мне, встаньте в полукруг. Я сейчас вам загадаю загадку, хотите? Внимательно слушайте:

« На окошке у меня целый зимний сад

Тут и кактус, и герань, все цветы стоят.

Здесь фиалка, кливия

Нежно распускаются,

Подскажите мне ребята,

Как такие растения называются?»

Д. – Комнатные!

Л. – Правильно! А почему такие растения называют комнатными?

Д. – Потому что они растут в комнате.

Л. – Правильно! Молодцы! Тема нашего занятия сегодня «Комнатные растения» и проведу его с вами я, Оксана Николаевна. Садитесь на вои места.

    Уточнение, расширение и активизация словаря. Формирование умения подбирать слова-признаки к словам-предметам.

Игра « Подбери признак к растениям »

Л. – Ребята, посмотрите на доску. Какие растения вы уже знаете?

Д. – кактус, фиалка, герань

Л. – Правильно! А как вы узнали, что это кактус?

Д. – Он колючий.

Л. - Правильно! А фиалка какая?

Д. – Цветущая

Л. – Правильно! А есть ещё комнатные растения фикус, кливия и плющ. Давайте с Вами назовём их признаки.

Фикус (какой?) – высокий, гладкий

Герань (какая?) – мягкая, цветущая

Кактус (какой?) – колючий, зелёный

Кливия (какая?) – высокая, гладкая, цветущая

Фиалка (какая?) – низкая, мягкая, цветущая

Плющ (какой?) – низкий, вьющийся

Л. – Молодцы!

    Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнение словаря по теме «Комнатные растения».

Пазлы « Комнатные растения »

Л. – А теперь каждый из вас соберёт изображение одного из комнатных растений из частей. Кто первый соберёт, поднимет руку! (Дети собирают разрезные картинки)

Л. – Молодец, ты самый первый! Скажи, какое растение у тебя получилось?

Д. – Фиалка.

Л. – Расскажи, фиалка какая? (И т.д. дети рассказывают о своих растениях)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения образовывать существительные в родительном падеже. Формирование отвечать полным ответом. Развитие памяти и внимания.

Игра « Чего не стало? »

Л. – Теперь я хочу проверить насколько хорошо вы запомнили комнатные растения. По моей команде вы будете закрывать глаза, а я –убирать одно растение. Затем вы открываете глаза и рассказываете мне чего не стало.

По команде логопеда дети закрывают глаза. Логопед убирает фиалку.

Л. – Чего не стало?

Д. – фиалки

Л. – отвечаем полным предложением: «Не стало фиалки»

Игра проводится для всех растений.

    Физкультминутка. Развитие общей моторики. Развитие координации движения и речи, слухового внимания.

Логопед предлагает детям пройти на ковёр.

Игра « Комнатные растения »

Л. – Ребята, присядьте на корточки и представьте, что вы все маленькие растения, вы мои комнатные растения. То растение, к которому я подойду и полью из лейки, начинает подниматься, расти и тянуться вверх к солнышку. Нужно встать на носочки, поднять руки вверх и потянуться. Когда я отойду, растение станет постепенно вянуть, опускать листочки. Нужно медленно расслабить и уронить руки, согнуться, опустив голову. (логопед поливает каждое растение и в заключении поливает сразу всех, дети поднимаются)

Л. – А теперь вы будете тянуть свои листики-руки в ту сторону, куда я скажу, но слушайте внимательно, потому что показывать я буду совсем другие действия, вам важно повторить только то движение, которое я назову, а не покажу. (Логопед путает детей, заканчивает физкультминутку)

    Совершенствование грамматического строя речи. Формирование умения правильно употреблять предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

Логопед ставит горшок с фиалкой перед детьми и берёт Божью коровку.

Упражнение « Божья коровка ».

Л. – Ребята, посмотрите кто к нам прилетел, узнали? Кто это?

Д. – Это Божья коровка

Л. – Правильно! Божья коровка прилетела и села НА листок. А теперь где Божья коровка? (Логопед убирает Божью коровку под листок)

Д. – Под листом

Л. – вылетела откуда? – Д. - Из-под листа.

Л. – улетела куда? – Д. – за горшок

Л. – вылетела откуда? – Д. – Из-за горшка.

Л. – Ой, а сейчас куда села Божья коровка? – Д. – на руку (и т.д. Божья коровка летает по детям)

Л. – Молодцы1

    Совершенствование грамматического строя речи. Согласование существительных с числительными два и пять.

Игра « Посчитай сколько? »

Л. – Ребята, Божья коровка улетела, но оставила вам много разных растений, разбирайте.

Логопед раздаёт карточки с картинками двух и пяти растений.

Л. – Расскажите, у кого сколько растений?

Д. – У меня два кактуса и пять фиалок

У меня две фиалки и пять фикусов

У меня две кливии и пять гераней

У меня фикуса и пять кактусов и тд.

    Развитие мелкой моторики, логического мышления, зрительного восприятия.

Игра « Рисуем кактус »

Логопед раздаёт заготовки кактуса без колючек.

Л. – Ребята, какое растение изображено на картинке?

Д. – Это кактус.

Л. – Правильно! А чего не хватает кактусу на картинке?

Д. – колючек

Л. – Давайте вс вместе хором скажем: У кактуса не хватает колючек

Д. – повторяют

Л. – Давайте дорисуем колючки катусу.

Дети дорисовывают кактусу колючки, логопед вывешивает готовые работ на магнитную доску.

Л. – вот какие красивые кактусы у нас получились!

    Развитие логического мышления, зрительного внимания, восприятия. Развитие связной речи.

Логопед выкладывает картинки на магнитную доску.

Игра « Что лишнее? »

Л. – Ребята, а сейчас я хочу проверить, насколько вы внимательны. Рассмотрите предметы на картинке и назовите что лишнее.

Картинка №1: зелёное комнатное растение, зелёный крокодил, зелёнка, красная кружка

Д. – лишняя кружка, потому что все предметы зелёные, а она красная.

Картинка №2. Иголка, мяч, кактус, шило

Д. – лишний кактус, потому что все предметы неживые, а он живой.

Л. – Хорошо! А ещё есть второй ответ к этой картинке, что ещё ожжет быть лишним?

Д. – мяч, потому что все предмет колючие, а мяч нет.

Л. – Молодцы!

    Формирование умения составлять предложение по картине на заданную тему. Уточнение и активизация глагольного словаря. Формирование умения отвечать полным ответом. Развитие связной речи.

На магнитной доске вывешена картина «В живом уголке».

Беседа по картине «В живом уголке»

Л. – Ребята, посмотрите на картину. Девочки Катя и Оля трудятся в живом уголке. Они ухаживают за фикусом. Что делает Катя?

Д. – Катя поливает фикус

Л. – Что делает Оля?

Д. – Оля протирает листья.

Логопед вешает вторую картину.

Л. – а эта девочка что делает?

Д. – Девочка опрыскивает цветы.

Л. – Правильно! Растения нужно поливать, протирать и опрыскивать. Зачем ребята нужно ухаживать за растениями?

Д. – За растениями нужно ухаживать, чтобы они не завяли.

11. Заключение.

Л. – Ребята, на этом наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие?

Л. – какое комнатное растение вам больше всего понравилось?

Д. – Кактус, фиалка, плющ ….

Л. – Спасибо, ребята вам, вы меня очень порадовали своими ответами, жалко, что занятие закончилось так быстро. А чтоб вы запомнили о нашей встрече, я приготовила вам подарочки – это волшебнее комнатные растения. Возьмите карточки к себе домой, загадайте желание и оно сбудется. До свидания!

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.

Данное занятие посвящено практическому усвоению детьми лексических и грамматических средств языка на примере лексической темы «Комнатные растения». Занятие структурно состояло из 11-ти этапов, каждому из которых соответствовали инструкции.

По лексическому материалу, подобранному с учётом возрастных особенностей, можно определить тему занятия (Комнатные растения).

Началось занятие с организационного момента, цель которого была активизировать внимание детей и подвести их к теме и целям занятия. Дети отгадывали загадку и без труда поняли о чём пойдёт речь на занятии.

На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались вопросы, побуждающие их использовать в собственной речи операции словообразования.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. На протяжении всего занятия прослеживается работа над мышлением, памятью и вниманием.

Предложенные задания давались в порядке возрастающей сложности.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приёмы, позволяющий увлечь детей и создавать положительный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию. Особенно детям понравилась игра «Божья коровка». Считаю, что я выполнила все поставленные задачи и цели, детям занятие явно очень понравилось.

Конспект занятия по развитию речи на тему

“Комнатные растения” (подготовительная группа.)

Задачи:

  • активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова, обучение разгадыванию изографов.
  • Развитие диалогического общения, связной речи, зрительного, слухового внимания, мышления, памяти, согласованию речи с движением, тонкой моторики.
  • Воспитание положительной установки на участие в занятии, активности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода за ними, мяч, изограф “Кактус”, штриховка “Кактус”, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображений в альбоме “Живая природа”, уход за ними на занятии по ознакомлению с окружающим. Расширение словаря по теме, отгадывание загадок

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (введение в тему занятия)

Дети встают около столов.

Сядет тот, кто назовёт любое комнатное растение. (дети называют и садятся)

  1. Беседа (активизация словаря, развитие диалогического мышления)

Почему эти растения называются комнатными?

Могут они выжить на улице?

Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень

жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать , протирать, рыхлить, удобрять)

Зачем надо это делать?

Какие инструменты нужны для этого?

  1. Упражнение “Покажи и расскажи” (развитие умения понимать

словесную инструкцию, образовывать формы глаголов)

Антон, полей фикус. (названный ребёнок встаёт и выполняет действие)

Антон, что ты делаешь? (поливаю фикус)

Миша, что делает Антон? (поливает фикус)

Спасибо, Антон, садись. Катя, что Антон сделал? (полил фикус)

Аналогично выполняются другие действия по уходу за растениями.

  1. Упражнение “Четвёртый лишний” (развитие слухового

внимания, логического мышления)

Слушайте внимательно. Какое слово лишнее. Почему?

Папоротник, фикус, крапива, фиалка.

Роза, лилия, хлорофитум, тюльпан.

Герань, алоэ, фикус, лютик.

Папоротник, хлорофитум, кактус, фикус.

Фиалка, бегония, герань, папоротник.

  1. Физкульт. минутка “Мы – растения” (согласование речи с движением, снятие эмоционального напряжения и агрессии)

Представьте, что вы – маленькие растения. Сейчас я буду поливать

вас, а вы – расти, подниматься вверх, тянуться к солнцу. Когда я отойду, растения будут вянуть, сохнуть, опускать листочки. Нужно медленно-медленно расслабиться, сесть, опустив руки.

  1. Упражнение “Назови слово” (активизация словаря, совершенствование слоговой структуры)

Дети продолжают сидеть в кругу. Воспитатель передаёт мяч по кругу.

Назовите, комнатные растения, в названии которых 2 слога.

Ге-рань…

  1. Упражнение “Сравни и расскажи” (развитие связной речи, зрительного внимания)

Воспитатель помещает на доску изображения фиалки и фикуса.

Посмотрите внимательно. Чем эти растения отличаются друг от друга.

(дети находят различия и составляют сравнительный рассказ)

Аналогично сравнивают алоэ и герань, кактус и папоротник.

  1. Разгадывание изографа “Кактус”

Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь

спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку?

  1. Штриховка “Кактус” (развитие тонкой моторики)

Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено? Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие? (колючек ). Нарисуйте их.

Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже зацветут.

  1. Итог. (оценка работы детей)

О чём мы с вами сегодня говорили?

Какое комнатное растение вам понравилось больше всего?

Вам понравилось, как вы работали? А работа кого из детей вам сегодня

понравилась? Какое задание вам понравилось больше всего?


Буренко Ю.Н.
учитель-логопед,

  • активизация, расширение и уточнение представлений о комнатных

    растениях. Совершенствование грамматического строя речи, слоговой структуры слова,

    обучение разгадыванию изографов.

  • Развитие диалогического общения, связной речи, зрительного,

    слухового внимания, мышления, памяти, согласованию речи с движением, тонкой

    моторики.

  • Воспитание положительной установки на участие в занятии,

    активности, самостоятельности, доброжелательности, взаимопомощи. Воспитание бережного

    отношения к природе.

Оборудование:

Предметные картинки по теме, живые комнатные растения, предметы ухода

за ними, мяч, изограф “Кактус”, штриховка “Кактус”, карандаши.

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений в уголке природы, их изображений в

альбоме “Живая природа”, уход за ними на занятии по ознакомлению с окружающим.

Расширение словаря по теме, отгадывание загадок

Индивидуальная работа:

Ход занятия:

  1. Организационный момент.
  2. (введение в тему занятия)

    Дети входят в кабинет, встают около столов.

    Сядет тот, кто назовёт любое комнатное растение. (дети называют

    и садятся)

  3. Беседа (активизация словаря, развитие диалогического

    мышления)

  4. Почему эти растения называются комнатными?

    Могут они выжить на улице?

    Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень

    жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать

    им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

    Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать

    протирать, рыхлить, удобрять)

    Зачем надо это делать?

    Какие инструменты нужны для этого?

  5. Упражнение “Покажи и расскажи” (развитие умения понимать

    словесную инструкцию, образовывать формы глаголов)

  6. Антон, полей фикус. (названный ребёнок встаёт и выполняет

    действие)

    Антон, что ты делаешь? (поливаю фикус)

    Миша, что делает Антон? (поливает фикус)

    Спасибо, Антон, садись. Катя, что Антон сделал? (полил

    Аналогично выполняются другие действия по уходу за растениями.

  7. Упражнение “Четвёртый лишний” (развитие слухового

    внимания, логического мышления)

  8. Слушайте внимательно. Какое слово лишнее. Почему?

    Папоротник, фикус, крапива, фиалка.

    Роза, лилия, хлорофитум, тюльпан.

    Герань, алоэ, фикус, лютик.

    Папоротник, хлорофитум, кактус, фикус.

    Фиалка, бегония, герань, папоротник.

  9. Физкульт. минутка “Мы – растения” (согласование речи с

    движением, снятие эмоционального напряжения и агрессии)

  10. Представьте, что вы – маленькие растения. Сейчас я буду поливать

    вас, а вы – расти, подниматься вверх, тянуться к солнцу. Когда я отойду, растения будут

    вянуть, сохнуть, опускать листочки. Нужно медленно-медленно расслабиться, сесть, опустив

  11. Упражнение “Назови слово” (активизация словаря,

    совершенствование слоговой структуры)

  12. Дети продолжают сидеть в кругу. Логопед передаёт мяч по кругу.

    Назовите, комнатные растения, в названии которых 2 слога.

    Ге-рань…

  13. Упражнение “Сравни и расскажи” (развитие связной речи,

    зрительного внимания)

  14. Логопед помещает на доску изображения фиалки и фикуса.

    Посмотрите внимательно. Чем эти растения отличаются друг от друга.

    (дети находят различия и составляют сравнительный рассказ)

    Аналогично сравнивают алоэ и герань, кактус и папоротник.

  15. Разгадывание изографа “Кактус”
  16. Посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, какое слово здесь

    спряталось? Почему вы так считаете? Что вам помогло отгадать эту загадку?

  17. Штриховка “Кактус” (развитие тонкой моторики)
  18. Посмотрите на свои рисунки. Что на них изображено?

    Заштрихуйте свои кактусы по образцу.

    Чего не хватает вашим кактусам, чтобы они стали как настоящие?

    (колючек ). Нарисуйте их.

    Иногда кактусы что делают? (цветут). Пусть ваши кактусы тоже

    зацветут.

  19. Итог. (оценка работы детей)
  20. ОL>

    О чём мы с вами сегодня говорили?

    Какое комнатное растение вам понравилось больше всего?

    Вам понравилось, как вы работали? А работа кого из детей вам сегодня

    понравилась?

    Какое задание вам понравилось больше всего?


    Желаем успехов!

1. Закрепление, расширение представлений о комнатных растениях, их внешний вид, особенности ухода за ними. Расширение и активизация словаря по теме.

Слова-предметы: растение, кактус, бегония, фиалка, хлорофитум, пеларгония (герань), аспарагус, алоэ, корень, стебель, листья, колючки, цветок.

Слова-признаки предметов: комнатные, толстые, гладкие, пушистые, круглые, вытянутые,
колючие, красивые, душистые, сочные, яркие, зеленый, белый, красный, голубой, розовый.

Слова-действия предметов: ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, подкармливать,
протирать, опрыскивать, любоваться.

2. Подумай и объясни, почему эти растения называются комнатными? Наблюдение за комнатными растениями, за их цветением, участие в уходе за растениями дома.


3. Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения.

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________.

Пыльные листья надо __________________.

Чтобы комнатные цветы цвели, их надо _______________ .

4. Заучивание стихотворения «Фиалка»

5. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.
Один мак; моя ромашка; много васильков и т.д.

6. Образование множественного числа существительных. Кактус - кактусы. И т.д.

7. Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану. Развитие связной речи.
Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке. Ее нужно поливать, подкармливать.



8. Игра «Цветок и божья коровка». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Выделяйте голосом предлоги.

9. Игра «Назови ласково».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 «Наше счастье» ст. Тбилисская Краснодарского края

учитель-логопед: С.Ю. Атаманюк ст. Тбилисская 2017г

Возраст: 5-6 лет

Форма занятия: итоговое фронтальное занятие.

Источники:

1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: «Детство-пресс» , 2007.

3. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. (Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр) . – М.: «Вако» , 2005.

4. Лопухина И.С. Логопедия, речь, движение. – 2-е изд. – СПб.: Корона принт, 2004.

Организационный момент, цель которого создание положительного настроя на занятие, были взяты из книги Лопухиной И.С. «Логопедия, речь, движение» .

В работе я использовала пособие Нищевой Н.В. «Конспекты подгрупповых занятий для детей старшей логопедической группы» оно входит в методический комплект к «Программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4-7 лет) » . Пособие отражает все направления работы логопеда.

Материал пособия рассчитан на детей шестого года жизни с III уровнем речевого развития при общем недоразвитии речи (второго года обучения) .

В своей работе я так же использовала пособие Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников» . В настоящем пособии рассматриваются вопросы использования физкультурных минуток. Они проводятся с целью снижения утомления и снятия статического напряжения у детей дошкольного возраста, и рассчитаны на все возрастные группы.

Данные пособия содержат интересный материал для дошкольников, могут стать подспорьем в работе педагогов.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения» . Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными два и пять) . Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза. Автоматизация звука [р] в предложении.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук) , ориентировки на плоскости, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Предметные картинки с изображениями комнатных растений, фишки для звукового анализа, логопедическая игрушка – Бегемотик-Жужа, разрезные картинки (по количеству детей) .

Предварительная работа. Рассматривание комнатных растений, составление словосочетаний: две традесканции, пять кактусов, три герани и т.п. Работа над сложноподчинёнными предложениями со словами для того чтобы на индивидуальных занятиях. Разучивание упражнения «Наши алые цветки» .

Схема занятия

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Упр. «Закончи предложение»
  3. Игра «Два-пять»
  4. Упр. «Угадай слово»
  5. Физ. минутка.
  6. Упр. «Божья коровка» .
  7. Упр. «Собери цветок для мамы» .
  8. Итог занятия.

Ход занятия

Учитель-логопед встречает детей, организует приветствие.

Орг. момент

Учитель-логопед:

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро.

Дети: - Доброе утро! -
Солнцу и птицам.
- Доброе утро! -
- Улыбчивым лицам.

И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Учитель-логопед: Сегодня к нам в гости пришёл Бегемотик -Жужа, он предлагает нам совершить путешествие в страну комнатных растений., а сначала мы вместе с Жужей проведём артикуляционную гимнастику. Жужа будет показывать, а вы повторять за ним упражнения.

  1. Артикуляционная гимнастика для язычка.
  2. Упр. «Закончи предложение» . (Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.)

Учитель-логопед: А начнём мы наше путешествие с игры «Закончи предложение» .

Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, и начинаете свой ответ со слов для того чтобы.

Комнатные растения необходимо поливать…

1-… для того, чтобы они не завяли.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

2-… для того, чтобы они могли дышать.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.

Комнатные растения нужны человеку…

4-…для того чтобы украшать его дом.

А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…

5-…для того чтобы очищать воздух.

Комнатные растения нужно удобрять…

6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми.

(Жужа задаёт детям вопросы.)

Назовите своё любимое комнатное растение. Почему оно вам нравится больше других?

Ответы детей.

3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)

(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)

Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.

Ответы детей.

1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.

2-й- У меня две герани и пять гераней.

3-й- У меня две традесканции и пять традесканций

4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.

5-й-У меня две фиалки и пять фиалок

6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.

Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.

4. Упр. «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)

А сейчас мы с Бегемотиком -Жужей хотим посмотреть, сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.

Вопросы задаёт логопед.

Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём первый звук [к] , последний [с] ? (Кактус.) А слово, в котором первый звук [б"] , последний - [я] ? (Бегония.) А в этом слове первый звук [к] , последний - [а] ? (Камнеломка.)

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка) . Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове? Сколько гласных?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задание, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слова на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: ге… (рань) , тра… (десканция) . Сколько слогов в этих словах?

Ответы детей.

5. Физминутка «Наши алые цветки» . (Развитие координации речи с движением) .

Бегемотик приглашает вас на зарядку.

Проговаривание хором с имитацией движений.

Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.
Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,

Присели, спрятались.
Головой качают,
Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.

6. Упр. «Божья коровка» . (Автоматизация звука [р] в предложении.)

Бегемотик пришёл не с пустыми руками, он принёс чудесную божью коровку, предлагает вам поиграть с ней. Вы будите рассказывать, что она делает. Следите за правильным произнесением звука [р] .

Ответы детей.

1-й- Божья коровка сидит на горшке с геранью.

2-й-Божья коровка летает над геранью.

3-й-Божья коровка спряталась под листок герани.

4-й-Божья коровка летает вокруг герани.

5-й-Божья коровка сидит около герани.

6-й-Божья коровка спряталась за горшок с геранью.

Ребята у меня произошла неприятность, Жужа нёс в подарок маме - цветы, которые вырастил сам, но подул ветер, и они рассыпались на части, помогите их собрать.

7. Упр. «Собери цветок для мамы» . (Ориентировка на плоскости.)

Давайте соберем цветы, для мамы бегемотика Жужи:

Дети проговаривают свои действия.

Я кладу стебелёк, …………………

8. Итог занятия.

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было очень приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться. А чтобы вы запомнили о нашей встречи, мы с Жужей хотим подарить вам «волшебные цветы» (раздаёт детям цветы) , эти цветы исполняют желания…

Рассказать друзьям