Масса бронирования танка амх 30. Библиотека бронетехники и артиллерии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

AMX-30, AMX-32

AMX-30, AMX-32
















AMX-30
Разработка танка, в дальнейшем получившего название AMX-30, началась в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико - технических требований к основному боевому танку 60-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром AMX в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности. Серийный выпуск AMX-30 начат в 1966 году. В начале 80-х годов принято решение модернизировать AMX-30 и с 1982 года улучшений образец, получивший наименование AMX-30B2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства AMX-30B2 для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы танков AMX-32 и AMX-40. Однако, ввиду отсутствия интереса у французской армии и импортеров к этим машинам, их производство не начиналось.
Танк AMX-30 имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его смещено к левому борту. Командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий - слева. Боевое отделение танка AMX-30 занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объем 5,3 куб.м. Топливные баки общей емкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объем танка AMX-30 составляет 12,8 куб.м, из которых 2,0 куб.м приходится на башню.
Основным вооружением танка AMX-30 является 105-мм нарезная CN-105-FI французского производства. Ее отличительной особенностью является отсутствие эжектора. Продувка ствола осуществляется сжатым воздухом, а для удаления пороховых газов из боевого отделения используются специальные вентиляторы. Для повышения точности стрельбы снабжен теплозащитным кожухом. Стрельба ведется унитарными бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, осветительными и дымовыми снарядами французского производства. Заряжание пушки производится вручную, для выброса стреляных гильз в левом борту башни имеется специальный . Предусмотрено дублированное управление огнем от командира танка. Он может вести стрельбу из основной пушки и спаренной 20-мм АП днем и ночью. Для разведки целей и наведения оружия в цель у командира AMX-30 имеется основной и вспомогательный прицелы. В качестве основного используется комбинированным дневной-ночной перископический прицел M496, имеющий восьмикратное увеличение. В конструкции прицела включены дальномерный и ночные - низкоуровневый телевизионный и активный инфракрасный каналы. Для подсветки целей ночью у командира установлен инфракрасный PH9, обеспечивающий дальность обнаружения в ИК-диапазоне 600 - 800 метров. Вспомогательный дневной прицел командира имеет десятикратное увеличение. Основной прицел наводчика M581 работает совместно с лазерным дальномером APX M550 и электронным баллистическим вычислителем CO-TAC. Увеличение прицела десятикратное. Дальномер обеспечивает измерение дальностей в диапазоне 300-10000 метров. Электронный баллистический вычислитель учитывает отклонения условий стрельбы от нормальных и вырабатывает поправки на скорости цели и танка, дальность до цели, боковой , крен оси цапф, износ канала ствола, температуру воздуха и . Для стрельбы ночью у наводчика имеется перископический монокулярный подсветочный прицел. Подсветка целей осуществляется ксеноновым прожектором PH-88 дальность обнаружения целей достигает 1100 метров. Телевизионная камера смонтирована снаружи на правой стороне башни и передает изображение на экраны командира танка и наводчика. В качестве вспомогательного оружия у танка AMX-30 используются спаренная с основной 20-мм автоматическая пушка M963 и зенитный пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке, 20-мм автоматическая пушка размещена во вспомогательной бронемаске, имеющей возможность перемещаться независимо от основной, что обеспечило ей угол возвышения до 40 градусов.
Корпус танка AMX-30 сварной, носовой узел - литой. Верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая. Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов ОМП установлена ФВУ танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения 0В. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомета калибра 80 мм.
На танке AMX-30 в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырехтактный двенадцатицилиндровый многотопливный жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трехвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три - заднего, и поворота с гидрообъемной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП - аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением - электро-механогидравлическая. Ходовая часть танка - пятиопорная, с задним расположением ведущих колес. Гусеничный включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колеса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съемными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съемными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. танка до капитального ремонта установлен 10000 км.
AMX-32
Французский основной боевой танк АМХ-30, производство которого началось в 1966 году (выпущено 2800 машин), был вооружён 105-мм нарезной пушкой, а вспомогательное вооружение состояло из 20-мм пушки, наведение которой в вертикальной плоскости могло осуществляться независимо от основного орудия.. Благодаря своей дешевизне, был закуплен для армий многих государств (Греция, Саудовская Аравия, Испания, Венесуэла, Кипр, Катар, Чили). После такого коммерческого успеха танка было решено создать его специальный экспортный вариант. Он был впервые продемонстрирован в 1982 году по названием АМХ-32 и отличался от АМХ-30 бронированием, вооружением и системой управления огнём. В качестве основного орудия могли использоваться как нарезная 105-мм пушка танка АМХ-30, так и гладкоствольная 120-мм пушка. В качестве вспомогательного вооружения по-прежнему использовалась 20-мм автоматическая пушка, но, в отличие от прежней модели она была размещена не справа, а слева от основного орудия.
Модификации танка AMX-30
AMX-30 (1963-1981 гг.) - базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D.
AMX-30S - экспортный вариант танка AMX-30 для действий в пустыне. Отличался установкой боротовых экранов, двигателя мощностью 620 л.с. измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования, противотермитной обработкой изоляционных и т.п. материалов.
AMX-30B2 (1982-1986 гг.) - улучшенная система управления огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может устанавливаться 20-мм автоматическая пушка.
AMX-30 Super (1988 г.) - модернизированный вариант AMX-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л.с., увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью. Машины, изготовленные на базе танка AMX-30
На AMX-30 выпускались 155-мм самоходная пушка, зенитная самоходная установка, самоходная ракет “Плутон”, бронированная ремонтно-эвакуационная и танковый мостоукладчик, ЗРК “Роланд”. Производство и поставки на экспорт. AMX-30 производились с 1966 пo 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).
С 1982 года завод перешел на выпуск танков AMX-30B2, серийное производство которых было прекращено в 1986 году. Всего выпущено около 2800 машин всех модификаций. Помимо Франции, производство танков (AMX-30S) осуществлялось по лицензии в Испании на танковом заводе в городе Севилья. Кроме французской армии, AMX-30, AMX-30S и AMX-30B2 состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Испании, Венесуэлы, Катара, ОАЭ, Саудовской Аравии, Чили, Кипра.
Тактико-техническая характеристика

Библиография:
Зарубежное военное обозрение 9.89

Энциклопедия танков . 2010 .


1-05-2015, 20:04

Привет всем и добро пожаловать на сайт! Речь сейчас пойдет о по-настоящему сильном, но в то же время совсем непростом в обращении аппарате, французском среднем танке девятого уровня, перед вами AMX 30 1er prototype гайд .

Все вы знаете, что эта и последующая машины, стоят в французском дереве развития отдельно, то есть от большинства СТ они отличаются, прежде всего, отсутствием барабана. Но сложность игры на AMX 30 World of Tanks состоит совершенно в другом, давайте познакомимся с танком поближе, и вы сами все поймете.

ТТХ AMX 30 1er prototype

Начинать, как обычно, будем с того, что в арсенале нашего предтопового француза имеется вполне стандартный для своего уровня запас прочности, а также слегка уменьшенная базовая дальность обзора в 390 метров.

Основная сложность состоит в том, что у AMX 30 1er характеристики бронирования очень слабые. В любую проекцию, будь то лоб или борта, нас сможет пробить буквально каждый встреченный в бою враг. Однако в случае этого танка все же бывают редкие исключения, по счастливой случайности ВЛД и маска орудия иногда будут радовать вас рикошетом, но специально надеется на это не стоит.

Слегка усугубляется ситуация еще тем, что средний танк AMX 30 является обладателем внушительной комплекции. Француз довольно высок, ему часто выцеливают выпирающие лючки на башне, а еще у нас длинный корпус, стреляя по которому частенько «вылетают» топливные баки или боеукладка.

Но с другой стороны, все не так уж плохо, ведь свою «картонность» и внушительный силуэт AMX 30 WoT компенсирует очень хорошей подвижностью. В вашем распоряжении будет высокая максимальная скорость, отличная динамика и только к маневренности можно придраться, хотя, она тоже вполне достойная.

Орудие

Сила этого агрегата заключается не только в хороших ходовых характеристиках, вооружение у нас тоже очень грозное и внушает уважения не только внешним видом, но и параметрами.

Речь идет прежде всего о том, что у AMX 30 1er prototype орудие обладает внушительным альфастрайком, а также достойной скорострельностью, благодаря чему у вас будет возможность наносить порядка 2360 единиц урона в минуту, это хороший показатель.

К пробитию тоже никаких претензий быть не может, ведь стандартным в нашем случае подкалиберным снарядом, который летает очень быстро, AMX 30 танк может уверенно пробивать борта и уязвимые участки во лбу всем встречаемым противникам. А для уверенности в себе, стоит выделить часть боекомплекта под голдовые кумулятивы.

Единственный спорный вопрос в плане вооружения – это точность. Сразу хочу сказать, что разброс у AMX 30 World of Tanks очень комфортный, но сведения у нас несколько долго и стабилизация оставляет желать лучшего, так что процесс нанесения урона не всегда комфортен.

Но зато углы вертикальной наводки без особых трудной позволяют играть от рельефа местности, ведь вниз свою пушку французский средний танк AMX 30 1er способен опускать на 8 градусов, что можно считать очень комфортным показателем.

Преимущества и недостатки

Чтобы уверенно играть на танке, важно не только знать его характеристики, но также понимать его сильные и слабые стороны, ведь так вам будет легче построить тактику и принимать решения в зависимости от ситуации в бою. Сейчас мы выделим основные преимущества и недостатки World of Tanks AMX 30 отдельно, разбив их по пунктам.
Плюсы:
Отличные показатели подвижности;
Мощный разовый урон и ДПМ;
Высокие параметры пробития;
Комфортный разброс и конечная точность;
Хорошие углы вертикальной наводки.
Минусы:
Очень слабое бронирование;
Обзор ниже, чем у большинства СТ-9;
Посредственная скорость сведения и стабилизация;
Довольно большие габариты;
Высокий шанс повреждения боеукладки и топливных баков.

Оборудование для AMX 30 1er prototype

У каждого игрока есть возможность улучшить базовые характеристики танка и самый простой способ сделать это – установка дополнительных модулей. Для достижения наилучшего результата необходимо оценить плюсы и минусы машины, в нашем случае на танк AMX 30 оборудование лучше ставить такое:
1. – это самый востребованный и беспроигрышный вариант, ведь он улучшает скорострельность, благодаря чему повышается ДПМ.
2. – в нашем случае без этого модуля никуда, ведь у нас есть проблемы с точностью и стабилизацией, а он позволяет частично решить их.
3. – из-за того, что базовый обзор у нас несколько занижен, такой вариант комплектации очевиден, ведь он позволит без труда довести обзор до максимума.

Однако стоит отметить, что третий пункт относится скорее к тем случаям, когда в танке сидит неопытный экипаж. Если же у вас есть перки на обзор, последний вариант можно заменить на , с которой возрастут сразу несколько важнейших характеристик.

Обучение экипажа

Еще один способ повышения параметров танка вы знаете, однако, прокачка экипажа занимает гораздо больше времени, и потому ошибок тут лучше не допускать. Кроме того, возможности в этом аспекте более обширны, мы можем увеличить выживаемость, повысить точность орудия, улучшить обзор и т.д. Другими словами, для AMX 30 1er prototype перки лучше качать в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий (радист) – , , , .

Снаряжение для AMX 30 1er prototype

Расходники тоже довольно сильно влияют на игровой процесс, делая его более безопасным, но если у вас мало серебра и при этом хотите иметь шанс выбраться из передряги, берите , , . Однако еще более безопасным и надежным вариантом, будет возить на AMX 30 1er снаряжение в виде , , . Касательно последнего, вы можете заменить огнетушитель на , но играть нужно предельно осторожно, ведь баки у нас частенько повреждаются и воспламеняются.

Тактика игры на AMX 30 1er prototype

Французский средний танк AMX 30 1er prototype можно считать классическим танком поддержки, ведь на передовой он чувствует себя крайне некомфортно из-за очень слабого бронирования. Конечно, вы можете использоваться его в стиле ПТ-САУ, настреливая урон по союзному засвету, сидя в кустах, ведь это безопасно, но эффективность машины в таком случае не раскроется полностью.

Гораздо результативнее, когда для AMX 30 1er тактика ведения боя заключается в осторожности и позиционировании на второй линии, где вы сможете прикрывать спины своих союзников.

Помимо этого, от более-менее пассивной поддержки можно и нужно переходить к активным действиям. В таких случаях AMX 30 танк должен пользоваться своим преимуществом в подвижности, заходить врагу в тыл, наносить урон, используя фактор неожиданности, «вырезать» артиллерию и каруселить менее подвижную технику. В таком случае важно следить за тем, чтобы вашу жертву не прикрывали сзади, иначе маневр может окончиться плачевно.

Кроме того, если в вашей команде есть приличное количество такой же подвижной техники, можно группироваться и устраивать раши одного из флангов. В таких обстоятельствах AMX 30 танк показывает себя отлично, ведь имеет мощное орудие с хорошим уроном и пробитием. Действуя слаженно можно очень быстро отправлять в ангар врага за врагом, продавливая направление и приводя свою команду к победе.

И еще один совет, если в бою присутствует артиллерия, AMX 30 World of Tanks должен стараться всегда находиться в движении, или иметь рядом с собой укрытие в виде здания или же камня. Поскольку снаряды артиллерии в большинстве случаев будут не только наносить вам приличный урон, но и выводить из строя различные модули и членов экипажа.

На сегодняшний день компьютерная игра World of Tanks остается одним из самых популярных многопользовательских проектов в мире, а также единственным высококлассным когда-либо попавшим на рынок. Естественно, до этой игры были и другие попытки, однако все они были очень далеки хотя бы от хорошего уровня - что уж говорить об отличном. «Мир танков» это изменил - разработчики собрали в своем проекте все, чего хотелось людям: короткие сессионные бои, максимальная приближенность к реальности, разнообразие боевых единиц, а самое главное - полный контроль над танком. Вы являетесь и командиром, и стрелком, и техником, вы сами решаете, какое оборудование устанавливать на танк, какую команду подбирать и многое другое, и все это влияет на вашу производительность в бою. Конечно же, выбор самого танка также оказывает очень сильное влияние, и каждая боевая машина имеет свои преимущества и недостатки. В данной статье речь пойдет о французском среднем танке АМХ-30 В, который является одним из лучших во французской ветке, а также одним из самых мобильных средних танков в игре. Вы сможете узнать, какое для него имеется оборудование, какие у него боевые показатели, разберетесь с преимуществами и недостатками данной модели и сможете решить, подходит ли этот танк вам. Станет ли АМХ-30 для вас новой любимой машиной в игре?

Исследование и прокачка

Сразу стоит отметить, что АМХ-30 В - это основная боевая модель, которая используется на самом деле. Но при этом она не является базовой. Чтобы получить этот танк в игре, вам сначала нужно обзавестись AMX 30 1er prototype, который является гораздо более слабой версией. И при прокачке данного танка вы сможете исследовать основную версию. Обратите внимание на то, что данный танк является премиумным - это значит, что в статье не будет описано, какие у него могут быть пушки, башни, двигатели и так далее, как у большинства базовых танков, которые вы можете улучшать. Эта модель поставляется сразу же в идеальной комплектации, и его невозможно улучшить. Это называется «элитным состоянием», так что если вы обзавелись этим танком, то вы можете забыть о заботах, которые терзают многих геймеров, и спокойно сосредоточиться непосредственно на игровом процессе.

Башня

Итак, какие же комплектующие имеются у танка АМХ-30? Гайд расскажет вам о каждом элементе отдельно, чтобы вы могли детально рассмотреть все составляющие, выявить сильные и слабые стороны, а также начать формировать тактический подход в своей голове. Естественно, в статье позже будут расписаны и преимущества, и недостатки, и базовые тактики для этого танка, но вам нужно понимать, что гайд - это лишь база для вас. Прочтение этой статьи не сделает вас мастером игры на этой модели, но вы можете использовать данный материал, чтобы добиться успеха самостоятельно. Первое, о чем пойдет речь - это башня танка. Начать стоит с ее бронирования - оно, к сожалению, является далеким от идеала. Толщина лобового слоя составляет 80 миллиметров, но при этом бор и корма являются в два раза более уязвимыми - слой брони там составляет 40 и 30 миллиметров соответственно. К счастью, при этом довольно быстро - на 38 градусов в секунду. Еще одним внушительным ее преимуществом является дальность обзора, которая составляет 410 метров. Естественно, башня - это не все, из чего состоит танк АМХ-30. Гайд расскажет вам и об остальных составляющих.

Орудие

Чтобы научиться тому, как играть на АМХ-30, вам необходимо узнать, какое именно орудие установлено на этом танке, а также разобраться с тем, как его лучше использовать. Орудие в данном случае - это 105-миллиметровая пушка mle. F1, которая имеет очень неплохие для среднего танка показатели. Для этого орудия имеется три вида снарядов - подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Первые являются основными, они пробивают 260 миллиметров брони, нанося при этом 390 единиц урона. отличаются от подкалиберных тем, что их можно приобрести только за золото - и они при нанесении такого же урона имеют гораздо более высокий показатель пробития, 320 миллиметров. Ну а что касается которые стоит использовать для добития танков с пробитой броней, то они наносят 480 единиц урона, но при этом практически не способны пробивать броню - только 53 миллиметра. Если рассматривать характеристики непосредственно самой пушки, то показатели являются очень даже хорошими. Скорострельность составляет 6.74 выстрела в минуту, разброс вообще крошечный, 0.3 метра на сто метров. А сведение у этой пушки занимает 2.1 секунды. Данное орудие делает танк АМХ-30 Б очень опасным в бою, а если совместить данные показатели с его скоростью и мобильностью, получается замечательная машина.

Двигатель

Танк АМХ-30, как вы уже поняли, имеет высокую мобильность - ее он достигает благодаря мощному двигателю и высококлассной ходовой части. Если говорить о двигателе, то модель Hispano-Suiza HS 110, которая установлена на данном танке, радует всеми своими показателями. Он имеет мощность 720 лошадиных сил и позволяет танку разгоняться до 65 километров в час. Отдельно стоит взглянуть на уровень его безопасности - вероятность пожара в этом моторе составляет всего десять процентов, что значительно ниже, чем у многих других двигателей, установленных в танках в данной игре. Так что этот аспект также можно зачислить в плюс танку АМХ-30 Б. Гайд уже упомянул о ходовой части этой модели, поэтому стоит перейти к ее рассмотрению.

Ходовая часть

Если вы играли на танке, который предшествует данному (о нем речь уже велась выше), (АМХ-30 - прототип), то вы очень быстро заметите, насколько лучше у версии Б В то время как базовая версия шасси прототипа имела скорость поворота 34 градуса в секунду, и улучшить этот показатель можно было лишь до 36 градусов в секунду, версия Б сразу же предлагает вам невероятный показатель - 48 градусов в секунду! Это одна из лучших скоростей поворота в игре, и именно за счет нее данный танк получает свою невероятную мобильность. Что касается нагрузки, которую может выдерживать это шасси, то по сравнению с прототипом она практически не изменилась - теперь танк может весить до 38 тонн.

Радиостанция

Что касается связи с партнерами, то здесь у данного танка нет особых проблем - радиостанция, установленная у него, позволяет вам связываться с партнерами на расстоянии до 750 метров, так что засвечивать противников вы можете без особого труда, но и нельзя сказать, чтобы этот показатель сильно выделялся на фоне остальных танков.

Эффективность в бою

Что ж, вы изучили основное оборудование АМХ-30, и теперь пришло время для рассмотрения которую стоит использовать, если вы играете на этом танке. Основными отличительными чертами этой модели является слабое бронирование в совокупности с мощным орудием, а также высокой маневренностью. Таким образом, вам стоит использовать эту машину как танк поддержки - с вашей броней на «острие атаки» вам делать нечего. Используйте точность вашего орудия на все сто процентов, это ваш основной козырь в атакующих действиях. Занимайте выгодные позиции, производите прицельные выстрелы и тут же меняйте позицию, чтобы вас невозможно было вычислить. Ведь если вас не будут поддерживать другие, и вы лоб в лоб встретитесь с каким-нибудь тяжелым танком, то вам придется несладко. Проще говоря, вам нужно использовать скорость и мобильность вашего танка, чтобы перемещаться с фланга на фланг, из одной выгодной точки в другую, использовать точность и мощность вашего орудия для прицельной стрельбы, а также стараться избегать прямых контактов с противниками, чтобы не дать им воспользоваться вашим главным недостатком - низким бронированием.

Преимущества

Итак, чтобы полностью понимать данный танк, нужно более внимательно рассмотреть то, что было только что затронуто - его преимущества и недостатки. Зная их, вы сможете разбираться в том, какие стороны у вашего танка слабые, а какие сильные. Нужные прикрывать от врагов, другими пользоваться в подходящих ситуациях. Проще говоря, «Мир танков» - это не танковая стрелялка, это полноценный симулятор, в котором вам придется немало думать и планировать, чтобы добиться успеха. Так каковы же основные преимущества этой машины? Во-первых, это ее мобильность - высокая скорость передвижения и невероятная скорость поворота делают данный танк одним из самых мобильных в игре. При этом высокая дальность обзора и связи добавляют еще больше преимуществ тому геймеру, который решит управлять данной моделью. Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть об орудии, которое очень неплохо пробивает броню, то есть сможет поразить даже тяжелые танки. В сочетании с высокой точностью это орудие превращается в аналог снайперской винтовки, а, учитывая дальность обзора, вы сможете показывать невероятные результаты, если будете грамотно строить свою тактику действий на поле боя.

Недостатки

Естественно, у каждого танка имеются свои недостатки, не лишена их и эта модель. Об одном самом главном минусе было сказано уже немало - бронирование у танка оставляет желать лучшего. Вам трудно будет выдержать прямые попадания большинства орудий, поэтому вам определенно придется прятаться и атаковать из укрытий - для лобовой атаки ваш танк не подойдет. Но также есть и другие мелкие недостатки - например, командирская башня имеет довольно большой размер, поэтому вам будет тяжело укрыться за холмами или другими территориальными элементами. Командирскую башню будет очень легко выцелить. Также есть недостаток, который немного снижает общую производительность машины - в этом танке намного более часто ранят экипаж, а также нередко повреждается оборудование, что может помешать вам функционировать на высоте в экстренной ситуации.

Оборудование

Стоит рассказать немного и об оборудовании, которое устанавливается на этот танк. В первую очередь это досылатель - данный предмет уменьшает время перезарядки вашего орудия, что повышает его скорострельность, делая ваш танк более опасным для противника. Затем необходимо установить стабилизатор вертикальной наводки, так как с его помощью вы сможете снизить время, уходящее на полное сведение, а также понижает разброс снарядов при стрельбе в движении, что позволит вам быть более точными в любых условиях. Ну и, конечно же, вам необходима улучшенная вентиляция, так как она позволит вам повысит характеристики танка за счет различных факторов. Вот и все, что вам необходимо знать о танке АМХ-30. Отзывы игроков - это последний пункт, с которым вам стоит ознакомиться, чтобы узнать, что об этой машине думают другие геймеры.


Разработка нового основного боевого танк для вооруженных сил Франции была начата в 1957 г. в соответствии с тактико-техническими требованиями для единого танка НАТО. Первых два опытных образца были изготовлены в 1960 г., на вооружение французской армии новый танк был принят в 1963 г. под обозначением AMX-30. Серийное производство танка было развернуто в 1966 г., общее количество произведенных танков этого типа, включая модификации, оценивается в 2800 машин.

Танк AMX-30 выполнен по классической компоновочной схеме. Отделение управления находится в передней части корпуса слева, боевое – в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное отделение занимает кормовую часть корпуса.

Корпус танка AMX-30 имеет сварную конструкцию. Толщина броневых плит лобовой части корпуса составляет 79 мм, бортов – 30-57 мм, днища и крыши – 15 мм. Башня литая, толщина ее лобовой части составляет 81 мм, боковых стенок башни – 41 мм, крыши – 20 мм. Такая броня защищает только от снарядов малокалиберных пушек, пуль и осколков снарядов, но пробивается всеми типами танковых кумулятивных снарядов, всеми ПТУРами и почти всеми гранатами ручных противотанковых гранатометов.

В отличие от броневой защиты, которая оценивается как самая слабая из всех существующих основных боевых танков, вооружение танка считается достаточно мощным. Танк AMX-30 вооружен французской нарезной 105-мм пушкой CN-105 F-1, которая по своим характеристикам сопоставима с английской L7, но имеет несколько большую длину ствола (56 калибров = 5,88 м).

Французской промышленностью для пушки разработаны унитарные выстрелы с подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными, зажигательными и осветительными снарядами. Могут быть использованы также все боеприпасы английской пушки L7. Французский кумулятивный снаряд, выстреливаемый со скоростью 1000 м/с, обеспечивает бронепробиваемость 420 мм. Боекомплект пушки состоит из 47 выстрелов, из которых 19 размещены в башне, а 28 – в передней части корпуса справа от механика-водителя.

Управление огнем могут осуществлять наводчик и командир танка, расположенные в башне справа от пушки (место заряжающего – слева от нее). Башенка командира снабжена десятью перископическими приборами наблюдения. Перед ней смонтирован комбинированный дневной и ночной прицел командира М-270. В распоряжении командира – оптический дальномер, который может использоваться также для наблюдения за полем боя.

Наводчик находится в башне перед командиром и несколько ниже его. Он пользуется комбинированным дневным и ночным прицелом М-271. Для этого прицела над левой частью башни установлен инфракрасный прожектор, освещающий цель на расстоянии до 1200 м.

Важным фактором, снижающим возможность ведения огня из танка AMX-30с ходу, является отсутствие y танка системы стабилизации пушки.

Вспомогательное вооружение состоит из 20-мм автоматической пушки, наведение которой в вертикальной плоскости (до +40°) может осуществляться независимо от нее. Первые серийные вместо 20-мм пушки имеют 12,7-мм пулеметы. Кроме того, на командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный пулемет, управление которым может осуществляться дистанционно с места командира или наводчика.

Для постановки дымовых завес на бортах танка установлены дымовые гранатометы.

В моторно-трансмиссионном отделении установлен двенадцатицилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения HS-110-2 фирмы «Испано-Сюиза». При 2800 об/мин он развивает максимальную мощность 720 л. с. Трансмиссия механическая, ее коробка передач обеспечивает пять передач переднего хода и пять – заднего.

В ходовой части использована торсионная подвеска с пятью опорными катками с каждого борта. Узлы подвески первого и пятого опорных катков снабжены гидроамортизаторами. Ведущие колеса расположены сзади. Гусеницы стальные со съемными резиновыми накладками.

Танк AMX-30 преодолевает подъем до 30°, вертикальную стенку высотой 0,93 м и ров шириной 2,9 м. Без предварительной подготовки он форсирует водную преграду глубиной до 2 м, а для форсирования водоемов глубиной до 4 м имеется ОПВТ с воздухопитающей трубой, монтируемой на люке заряжающего.

Танк AMX-30 оборудован системой защиты от массового поражения и автоматической системой пожаротушения. Имеются также две радиостанции, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.

С 1982 г. в подразделения французской армии поставлялся модернизированный вариант танка AMX-30В2, на котором усилена броневая защита и установлена новая фильтровентиляционная установка. Этот танк оснащен более современной системой управления огнем. Для обеспечения прицельной стрельбы ночью на дальности до 1000 м используется телевизионная система, камера которой монтируется справа на башне. В боекомплект орудия введен новый бронебойный подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником.

Подвижность танка AMX-30В2 повышена благодаря применению более мощного двигателя HS-110-S2, новой гидромеханической трансмиссии ENC-200 и торсионов улучшенной конструкции.

До уровня AMX-30В2 модернизировано около 700 ранее выпущенных танков AMX-30.

Модификации танка AMX-30:
- Танк AMX-30 (1963-1981) - базовый образец. Имеет оптический прицел-дальномер, стабилизатор вооружения отсутствует. С пушкой спарен пулемет калибра 12,7 мм. Двигатель HS-110 мощностью 515 кВт в моноблоке с механической трансмиссией 5SD-200D;
- Танк AMX-30S - экспортный вариант танка AMX-30 для действий в пустыне. Отличался установкой бортовых экранов, двигателя мощностью 620 л. с. с измененной конструкцией коробки передач, а также усиленной системой кондиционирования и противотермитной обработкой изоляционных материалов;
- Танк AMX-30B2 (1982-1986) - улучшенная система управления огнем, применение телевизионной системы, двигателя HS-110-2 и гидромеханической трансмиссии. Вместо спаренного пулемета может устанавливаться 20-мм автоматическая пушка;
- Танк AMX-30B2 «Brenus» - специальная модификация, оснащенная динамической защитой в виде 112 контейнеров, размещенных на корпусе и башне. Для компенсации увеличения массы (до 37,7 т), на танке установлен тепловозный дизельный двигатель мощностью 725 кВт;
- Танк AMX-30 «super» (модификация 1988 года, обозначается в наименовании малой литерой s) - модернизированный вариант AMX-30, предложенный группой немецких фирм для Саудовской Аравии. Отличается новой системой управления огнем, двигателем мощностью 850 л. с., увеличенной до 1028 л емкостью топливных баков, автоматической трансмиссией, улучшенной ходовой частью.

Машины на базе танка AMX-30:
- 155-мм самоходная пушка - AMX-30 AUF1;
- зенитная самоходная установка - AMX DCA;
- самоходная пусковая установка тактических ядерных ракет «Плутон» - AMX-30 Pluton;
- зенитно-ракетный комплекс «Роланд» - AMX-30 Roland;
- танковый минный тральщик - AMX-30EBD;
- танковый мостоукладчик - AMX-30EBG;
- бронированная ремонтно-эвакуационная машина - AMX-30D;
- машина с измененной внешней конфигурацией корпуса для изображения танков противника во время учений - AMX-30 FORAD.

Производство танков AMX-30 для поставки на экспорт производились с 1966 по 1981 год на танкосборочном заводе ARE (город Роанни).

С 1982 года завод перешел на выпуск танков AMX-30В2, серийное производство которых было прекращено в 1986 году. Последний танк модели AMX-30 был собран во Франции в 1993 году.

Помимо Франции, производство танков AMX-30S с 1974 по 1984 год осуществлялось по лицензии в Испании, на танковом заводе в городе Севилья. Всего было выпущено около 2800 машин различных модификаций.

Кроме французской армии, имеющей 387 единиц AMX-30s и 659 единиц AMX-30B2s, модификации танка AMX-30 состоят на вооружении сухопутных войск Боснии (40 единиц AMX-30s), Венесуэлы (82 единицы модернизированной в 1989 году AMX-30Vs и 4 единицы AMX-30D), Греции (102 единицы AMX-30B2s), Испании (299 единиц AMX-30s), Катара (24 единицы AMX-30Ss), Кувейта (18 единиц AMX-30), Нигерии (16 единиц AMX-30), ОАЭ (64 единицы AMX-30s), Саудовской Аравии (290 единиц AMX-30Ss и AMX-30SAs), Хорватии (42 единицы AMX-30s), Кипра (102 единицы AMX-30B2s). В Чили также имелось 60 единиц AMX-30s, которые теперь сняты с вооружения.

В 1992 году на смену морально устаревшей модели AMX-30 пришел новый танк «Leclerc».

Технические характеристики основного боевого танка AMX-30:
Боевая масса, т: 36;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина с пушкой вперед – 9480, ширина – 3100, высота – 2290, клиренс – 440;
Бронирование, мм: (тип брони - стальная катаная и литая) лоб корпуса – 30..80, борт корпуса – 30..35, корма корпуса – 25..30, днище – 15, крыша корпуса – 15, лоб башни – 80, маска орудия – 150, борт башни – 35, корма башни – 30, крыша башни – 20;
Вооружение: 105-ммнарезная пушка CN-105-F1 (боекомплект 47 выстрелов), 1 х 20-мм пулемет m693, 1 х 7,62-мм пулемет f1;
Двигатель: Hispano-Suiza HS 110, 12-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения,
Мощность двигателя, л. с.: 720;
Скорость по шоссе, км/ч: 65;
Запас хода по шоссе, км: 520;
Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 30; стенка, м - 0,9; ров, м - 2,9; брод, м - 1,3 (4 с ОПВТ)

EAGLEMOSS COLLECTIONS

Текст: М. Князев

Художник: М. Франклин.

Фотографии: стр. 4, 5,6,7,12,13,14,15 из архива М. Князева; стр. 10 © U.S. Military; стр. 10, 11 © East News. Автор статьи «Операция «Дагэ» А. Харук.


Основной боевой танк АМХ-30

Танк АМХ-30 разрабатывался на основе единых с ФРГ и Италией тактикотехнических требований к танку 1960-х годов. После отказа от соглашения о производстве единого европейского танка НАТО разработка велась самостоятельно научно-исследовательским центром АМХ, расположенным в Исси-ле-Мулино, пригороде Парижа.



ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТАНК АМХ-30В2

БОЕВАЯ МАССА, т: 37.

ЭКИПАЖ, чел.: 4.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 9480, ширина - 3100, высота (по крыше башни) - 2290, клиренс-440.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса - 80, борт - 30…57, крыша и днище -15, башня - 25…81.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.

ЗАПАС ХОДА, км: 520.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2,9; высота стенки, м - 0,9; глубина брода, м -1,3.


Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с расположением МТО в кормовой части машины. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса - литая. Своей формой корпуса французский танк очень напоминает свой западногерманский аналог - Leopard 1. Верхний лобовой лист корпуса установлен под углом 68° к вертикали, его толщина составляет 80 мм. Толщина расположенных под углом бортовых бронелистов - 57 мм. Днище корпуса выполнено корытообразным - для повышения защищенности машины от взрывов мин.

Рабочее место механика-водителя смещено клевому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика-водителя имеется люк овальной формы со сдвигающейся влево крышкой. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Средний перископ заменяется панорамным активным прибором ночного видения ОВ-1 б-А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Увеличение обоих каналов -1 х; поле зрения ночного канала - 35°, дневного - 24°. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, установленным на маске орудия слева от ствола. Прожектор может работать как в ИК-диапазоне, так и в диапазоне дневного света. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками.


Основной боевой танк АМХ-30.


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Заказчик: армия Франции

Вид: основной боевой танк

Разработчик: научно- исследовательский центр АМХ

Производитель: завод ARE (г. Роанн), Santa Barbara Sistemas (Испания)

Годы производства: 1966–1986 гг. (в Испании - 1974–1979 гг.)

Годы эксплуатации: с 1967 г.


Основной боевой танк АМХ-30Е испанской армии.


Конструкция боевой части

В средней части корпуса установлена литая башня Т-105 с развитой кормовой нишей. По мнению некоторых западных экспертов, башня танка АМХ-30 обладает наилучшей формой с точки зрения баллистической стойкости по сравнению с башнями современников - танков Chieftain, Leopard 1 и М60. В башне установлена 105-мм пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости: от -8° до +20°. Боекомплект - 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 находятся в башне. В состав боекомплекта входят бронебойно-подкалиберные (начальная скорость 1525 м/с, масса 17,1 кг), осколочно-фугасные (1000 м/с, 21 кг), кумулятивные, дымовые и осветительные снаряды. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С орудием спарен 12,7-мм пулемет (установлен слева от орудия). В данном случае термин «спарен» не совсем верен. Крупнокалиберный пулемет может блокироваться с основным орудием, но может наводиться в вертикальной плоскости и раздельно. Пулемет смонтирован в отдельной бронемаске с увеличенным до +40° углом возвышения, за счет чего из него возможна стрельба по низколетящим воздушным целям. На командирской башенке установлен пулемет NF1 калибра 7,62 мм. Пулемет имеет механическое дистанционное управление, стрельбу из него могут вести командир и наводчик. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм. Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева - заряжающего. Заряжающий также выполняет обязанности радиста. В крыше башни имеются два люка - командира и заряжающего.

В башне смонтирован командирский оптический монокулярный прицел-дальномер М208, работающий по принципу совмещения изображений; его база -2 м, увеличение - 12 х, диапазон измеряемых дальностей - от 600 до 3500 м. Приведении стрельбы из 105-мм орудия в темное время суток используется активный ИК-прицел ОВ-17-А с 4-кратным увеличением. У наводчика установлен жестко связанный с орудием телескопический прицел М271.


Основной боевой танк АМХ-30 армии Венесуэлы.


В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый блок из двигателя и трансмиссии. Двигатель - четырехтактный двенадцатицилиндровый (с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель жидкостного охлаждения HS110-2 мощностью 720 л. с. Дизель может работать на соляре, керосине и бензине. Запуск осуществляется электростартером. Глушители расположены по бортам моторно-трансмиссионного отделения на крыльях ближе к корме. Трансмиссия - механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л расположены в отделении управления и в МТО.

Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска - торсионная. Опорные катки - двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков - по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи. Имеется десять поддерживающих роликов (по пять на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы - с ОМШ последовательного типа, траки - с резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс элементов ходовой части составляет 2–5 тысяч км пробега.

Танк оснащен системой защиты от ОМП и автоматической системой пожаротушения. ФВУ системы защиты от ОМП установлена в кормовой нише башни.

Танк АМХ-30 способен преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Подготовка к форсированию водной преграды занимает 10 мин. На башне вместо перископического наблюдательного прибора заряжающего монтируется воздухозаборная труба, изготовленная из стеклопластика. В походном положении она крепится на корме башни. Для выдерживания направления движения по дну у механика- водителя установлен гирополукомпас. Перед форсированием экипаж герметизирует машину, закрывает ствол орудия заглушкой и приводит в немедленную готовность к использованию индивидуальные кислородные дыхательные приборы.


КОНТЕКСТ

Танк АМХ-30 - один из самых легких зарубежных основных танков второго поколения. Эта боевая машина обладала достаточной для периода 1960-1970-х годов огневой мощью и подвижностью, но относительно слабой броневой защитой. Проведение модернизации не смогло устранить этот недостаток. Использование навесных элементов КДЗ G2 привело к возрастанию массы танка и снижению его динамических характеристик. По своим ТТХ танк АМХ-30 не достиг уровня американского танка М60А1.


Основной боевой танк АМХ-30B2.


МОДИФИКАЦИИ

АМХ-30 (АМХ-ЗОВ) - первый серийный вариант. С 1972 года вместо спаренного пулемета устанавливается 20-мм автоматическая пушка. AMX-30S - вариант АМХ-30 для использования в странах с жарким климатом. Двигатель дефорсирован до мощности 620 л. с., установлены бортовые экраны, изменена конструкция коробки передач, усилена система кондиционирования воздуха. Максимальная скорость - 60 км/ч.

На АМХ-30В2 (1982 г.) механическая трансмиссия заменена двухпоточной гидромеханической трансмиссией SESM ENC-200 с полуавтоматической коробкой передач (пять передач переднего и пять заднего хода). Вместо оптического установлен лазерный дальномер АРХ М550 с диапазоном измерения дальностей от 320 до 9995 м. Лазерный дальномер интегрирован в командирский прицел М427 с дневным и ночным (электроннооптическим) каналами. Для выработки необходимых для стрельбы данных установлена электронная СУО СОТАС М581. Система СОТАС включает телескопический прицел наводчика М544 с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер М550, электронный баллистический вычислитель М579 и оптический модуль М421. На танке АМХ-30В2 монтировались низкоуровневые телевизионные обзорные системы. Бронекожух с телекамерой установлен на маске пушки справа от ствола. Установлена пассивная система ночного видения CASTOR фирмы Thomson-CSF. Телесистема позволяет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м. Дальность обнаружения объектов инфракрасной системой составляет около 4000 м, дальность опознавания - около 2000 м. Мониторы, на которых отображаются телевизионное или тепловое изображения, установлены как у наводчика, так и у командира. Вождение танка в ночных условиях обеспечено установкой у механика- водителя электронно-оптических приборов ночного видения ОВ-31А или CN2-516.

Огневая мощь повышена за счет введения в состав боекомплекта 105-мм оперенных бронебойно- подкалиберных снарядов. Улучшена система охлаждения двигателя.

В начале 1990-х годов фирма GIAT разработала для танков АМХ-30В2 комплект навесной динамической защиты BS G2 (BS - Brique de Surblindage), по уровню защищенности эквивалентный стальной броне толщиной 400 мм. Комплект состоит из 112 элементов, размещенных на башне и корпусе танка.

Изготовлено 166 танков АМХ-30В2, еще 493 переоборудовано из АМХ-30.


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ

¦ 1983 г. - начало разработки

¦ 1963 г. - принятие на вооружение

¦ 1982 г. - поступление в войска танков АМХ-30В2

¦ 1991 г. - участие в операции «Буря в пустыне»


Крупный план танка АМХ-30В2, оснащенного навесной ДЗ.


Башня Т-105, литая, с развитой кормовой нишей, по сравнению с башнями современников обладает наилучшей с точки зрения баллистической стойкости формой. Установлена в средней части корпуса.



ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК АМХ-30

Основной боевой танк АМХ-30В2. 4-й драгунский полк, операция «Дагэ», 1991 год. Операция «Дагэ» - французский компонент операции «Буря в пустыне». Судя по тактическому номеру - это 2-й танк 3-го взвода 1 - го эскадрона 4-го драгунского полка французской армии.

1 Пушка. 105-мм нарезная пушка CN-105-F1 с длиной ствола 56 калибров.

2 Бронекожух. Бронекожух с телекамерой низкоуровневой телевизионной обзорной системы. Телесистема позволяет обнаруживать неподвижные и движущиеся объекты на дальности до 1000 м.

3 Пулемет. 7,62-мм пулемет NF1 установлен на командирской башенке. Пулемет имеет механическое и дистанционное управление.

4 Сиденья. Сиденья наводчика (впереди) и командира танка находятся справа от орудия.

5 Ограждение. По бортам башни смонтировано ограждение- корзина для складирования имущества экипажа и снаряжения.

6 Крупнокалиберный. пулемет. 12,7-мм пулемет может блокироваться с пушкой, но может наводиться в вертикальной плоскости отдельно.


Операция «Дагэ»

Единственным эпизодом боевого применения французских танков АМХ-30 стала война в Персидском заливе. Участие Франции в этой кампании осуществлялось в рамках операции «Дагэ».


Военные действия во время войны в Персидском заливе. Ноябрь 1990 года.


Первый контингент французских сухопутных войск прибыл в район Персидского залива 25 августа 1990 года на борту авианосца «Клемансо». В его состав входили подразделения сил быстрого развертывания - 4 эскадрильи армейской авиации из состава 4-й аэромобильной дивизии (12 вертолетов «Пума» и 30 - «Газель»), а также разведывательный эскадрон (12 БРМ ERC-90F4) и зенитная батарея (24 ПЗРК «Мистраль») из 11-й воздушно-десантной дивизии. Однако это был лишь авангард. В течение октября - ноября 1990 года в Саудовскую Аравию прибыли основные силы б-й бронекавалерийской дивизии: два бронекавалерийских полка (1-й спаги и 1-й шассер) и 2-й мотопехотный полк Иностранного легиона, а также дополнительный контингент армейской авиации. В начале января 1991 года к ним присоединились 6-й инженерный полк из состава 6-й бронекавалерийской дивизии, основные силы 4-й аэромобильной дивизии, а также два полка 9-й дивизии «марин» (11-й артиллерийский и сводный, составленный из частей мотопехотного и бронекавалерийского полков). Таким образом, был создан достаточно подвижный и подготовленный для действий в условиях пустыни контингент сил быстрого развертывания, включающий наземный и воздушный эшелоны. Однако его существенным недостатком являлось отсутствие танков - это могло создать серьезные трудности при преодолении иракской обороны. Поэтому в начале января 1991 года в Саудовскую Аравию перебросили часть, не входящую в силы быстрого развертывания - 4-й танковый полк из состава 10-й бронетанковой дивизии. На его вооружении состояло 44 танка АМХ-30В2 (3 эскадрона по 14 танков и 2 танка в управлении). Французский контингент был сосредоточен в полевом лагере у Хафар-Эль-Батин. К началу наземной наступательной операции он насчитывал 12,5 тысячи человек личного состава, 132 вертолета, 44 танка, 108 БРМ (96 AMX-10RC со 105-мм пушкой и 12 ERC-90F4 с 90-мм пушкой), 244 БТР VAB, 18 155-мм гаубиц, 71 ПТРК, 14 ПЗРК и более 1000 единиц другой военной техники.


Французские разведывательные машины AMX-10RC следуют через пустыню. Январь 1991 года.


ЗАМЫСЕЛ ОПЕРАЦИИ

Согласно планам коалиционного командования, французским войскам была отведена одна из важных ролей - прикрытие левого (западного) фланга главной группировки многонациональных сил. Для этих целей была создана дивизия «Дагэ», в которую вошли все французские части, а также приданные американские (бригада 82-й воздушно-десантной дивизии и 12-я бригада полевой артиллерии общей численностью 4,5 тысяч человек). В свою очередь, дивизия «Дагэ» подчинялась американскому 18-му воздушно- десантному корпусу. Управление дивизии «Дагэ» сформировали на базе штаба 6-й бронекавалерийской дивизии, а возглавил его генерал Мишель Рокежоффр.

С 17 по 19 февраля 1991 года части дивизии «Дагэ» выдвинулись из лагеря в исходный район Рафха и развернулись вдоль границы с Ираком. Перед французами поставили задачу: прорыв передового оборонительного рубежа, разгром 28-й и частей 45-й пехотных дивизий противника, стремительное выдвижение в направлении Эс-Сальман, а также последующий выход на рубеж реки Евфрат у Самавы с целью перерезать шоссе Багдад - Басра, завершить создание внешнего кольца окружения иракских войск и не допустить его разблокирования. Для решения поставленной задачи французское командование сформировало две тактические группы: «западную» (два бронекавалерийских полка, а также мотопехотный, артиллерийский и полк армейской авиации) и «восточную» (танковый, мотопехотный полки и полк армейской авиации). Боевой порядок каждой группы строился в два эшелона - наземный и воздушный.


Уничтоженный иракский танк вблизи пожаров на нефтяных скважинах во время войны в Персидском заливе. 1991 год.


ХОД БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Наступление началось в 04:00 24 февраля 1991 года. Фронтальным ударом обеих тактических групп был прорван передовой оборонительный рубеж, и к исходу дня «восточная» группа заняла населенный пункт Рошамбо, продвинувшись на 45–50 км от границы и выполнив ближайшую задачу. Танки АМХ-30В2 стали решающим фактором, способствовавшим успеху: они успешно поражали как вражескую бронетехнику, так и полевые укрепления. «Западная» группа разгромила иракскую пехотную бригаду, совершила обходный маневр и 25 февраля нанесла фланговый удар по тыловому району обороны противника.

26 февраля обе тактические группы ударами по сходящимся направлениям разгромили резервы противника и овладели городом Эс-Сальмана, а к исходу 27 февраля дивизия «Дагэ» вышла к реке Евфрат, овладев городом Самава и перерезав шоссе Багдад - Басра. Тем самым задача, поставленная перед дивизией, была выполнена.

ИТОГИ

В ходе четырехдневных боевых действий дивизия «Дагэ» преодолела 250 км. Среднесуточный темп наступления превысил 60 км. Боевые действия велись в основном «колесами», а не «огнем», широко применялись обходные маневры. Хотя для таких боев более подходящими считались колесные бронемашины, но и танки АМХ-30В2 зарекомендовали себя в целом неплохо, показав достаточную надежность, защищенность и огневую мощь. Потери французов были минимальными: всего два человека погибли и 33 были ранены. Ни одна единица бронетехники уничтожена не была. Со своей стороны, французы уничтожили 20 иракских танков (еще два Т-72 стали трофеями), 17 бронемашин, 114 грузовиков и много другой техники. Около 3000 иракцев попали в плен, остальные бойцы 28-й и 45-й дивизий, противостоявших дивизии «Дагэ», попросту разбежались.


ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Силы быстрого развертывания Франции по состоянию на 1990 г. включали пять дивизий:

4-я аэромобильная,

6-я бронекавалерийская,

9-я пехотная «марин»,

11-я воздушно-десантная,

27-я альпийская пехотная.


«Слоны ганнибала»

Принято считать, что первые опытные образцы отечественных колесных бронетранспортеров были созданы в годы Великой Отечественной войны. Однако это не совсем так. С уверенностью можно утверждать, что серийный выпуск первых русских бронетранспортеров был налажен еще во время Первой мировой войны.


Застрявший броневик вытаскивают при помощи другого - однотипного. Октябрь 191 б года.


9 ноября 1915 года на Юго-Западный фронт убыл 26-й автопулеметный взвод под командованием штабс-капитана Виктора Поплавко. В его составе имелась сверхштатная полубронированная машина под названием «Чародей». Она была построена по проекту командира взвода на шасси американского двухтонного полноприводного грузовика «Джеффери» и предназначалась для обслуживания броневых автомобилей взвода на линии огня: подвоза боеприпасов, горючего и эвакуации поврежденных машин, а так как непосредственное участие в боях «Чародея» не предполагалось, он имел броню, прикрывавшую мотор и кабину лишь спереди и с боков. В январе 1916 года, учитывая лучшую проходимость «Джеффери» по сравнению с основной матчастью взвода, Поплавко решил использовать «Чародея» в качестве своего рода инженерной машины разграждения. Для этого на нем установили лебедку, два якоря-кошки с тросами и легкий разборный мост, служивший для преодоления окопов и рвов. 27 января было проведено первое испытание. С помощью «кошек», заброшенных за заграждение, машина прорвала четыре ряда колючей проволоки и растащила рогатки, укрепленные проволокой к деревьям.


Бронеавтомобиль «Джеффери» во время испытаний по преодолению проволочных заграждений на полигоне Офицерской стрелковой школы, октябрь 1916 года.

На подножке машины - штабс-капитан Поплавко.


В дальнейшем, работая над усовершенствованием «Чародея», Поплавко сконструировал специальное приспособление, позволявшее с помощью ударной силы грузовика рвать проволоку и выворачивать из земли колья. Нижний передний броневой лист корпуса был установлен с таким расчетом, чтобы разрушенное заграждение машина подминала под себя и оно не мешало дальнейшему движению. Испытанный в конце апреля 1916 года «Джеффери» показал хорошие результаты, что побудило штабс-капитана Поплавко обратиться за помощью к командованию 7-й армии: «Прошу оказать содействие в проведении моей идеи в жизнь. Для этого необходимо лишь дать наряд на сталь на Ижорском заводе, собрать «Джеффери» в армии и дать мне кузнецов. Через две недели по получении всего будут созданы отряды «слонов Ганнибала», применение которых будет на первое время поворотным ключом в кампании… На каждой машине будет помещаться шофер, пулеметчик и 10 нижних чинов, вооруженных кинжалами, маузерами и ручными гранатами. 30 таких машин подходят на рассвете к проволоке противника, где ровное место и твердый грунт, переходят через нее и под прикрытием своих пулеметов подходят к окопу. В то же время люди, бросив гранаты, прыгают в окоп и занимают его… Сзади движется густая цепь пехоты, по которой не будет ружейного и пулеметного огня. После этого люди с машин наводят переносные мосты, возимые каждым броневиком, автомобили переходят через окоп и рвут вторую линию».

Получается, что в 1916 году офицер Русской армии Виктор Поплавко сформулировал основные принципы применения бронетранспортеров, которые не устарели и сегодня. Что же касается «Чародея», то 10 мая 1916 года он испытывался в присутствии начальника инженеров 7-й армии полковника Полянского и офицеров штаба 2-го армейского корпуса. «Результаты испытания поразительны!»-доносил в Ставку полковник Полянский.

В начале июня штабс-капитан Поплавко вместе с «Чародеем» убыл в Петроград, где его машина прошла всесторонние испытания на Инженерном полигоне. По их итогам Комиссия по броневым автомобилям постановила спешно изготовить 30 таких машин на Ижорском заводе. В конце сентября 1916 года все броневики сдали заказчику.


ДИВИЗИОН ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИИ

Серийные машины в соответствии с требованиями имели полностью закрытый броневой корпус из 7-мм брони. В его передней части находился двигатель, за ним-боевая рубка экипажа. Причем обслуживание двигателя было возможно изнутри машины. В задней части, на месте грузовой платформы, был установлен невысокий броневой короб для запасных частей, горючего и боеприпасов. В случае необходимости там могло перевозиться несколько пехотинцев. Вооружение броневика состояло из двух пулеметов «Максим» с четырьмя амбразурами для стрельбы. Для входа и выхода экипажа, состоявшего из командира, шофера и двух пулеметчиков, с правой стороны корпуса имелась дверь. В носовой части машины крепилось съемное ломающее приспособление. Колеса оснащались дополнительными уширенными бандажами для движения по грунту. Двигатель мощностью 32 л. с. позволял бронеавтомобилю развивать скорость до 35 км/ч. Это считалось достаточным, так как «Джеффери» предназначались прежде всего для прорыва проволочных заграждений.

10 сентября, еще до окончания постройки боевых машин, был утвержден штат броневого автомобильного дивизиона особого назначения: 30 бронированных «Джеффери», 4 грузовые и 4 легковые машины, 4 автоцистерны, 1 автомастерская и 9 мотоциклов. Его командиром стал капитан Поплавко, получивший повышение в чине. Организационно дивизион делился на три взвода (по 10 броневиков), каждое отделение на три звена (по 3 машины), звеном командовал офицер.


Бронеавтомобиль «Джеффери» из состава Броневого дивизиона Особого назначения. Юго-Западный фронт. Июнь 1917 года.


Броневики, захваченные немцами в боях под Тарнополем -. два «Джеффери» и «Ланчестер». 1917 год.



16 октября 1916 года бронедивизион отбыл на Юго-Западный фронт, где вошел в состав войск 11 - й армии. В конце декабря планировалось его использование совместно с одной из стрелковых дивизий в частной наступательной операции. В процессе подготовки к ней 15 «Джеффери» участвовали в учебной атаке по прорыву заграждения на старой австрийской позиции. Оно состояло из четырех полос по четыре ряда кольев, густо оплетенных колючей проволокой. Броневики успешно справились с заданием, затратив на прорыв заграждения от 45 до 60 секунд и оставив после себя проходы для пехоты. Но чтобы до начала общего наступления войск Юго-Западного фронта, намечавшегося на весну 1917 года, «противник не принял мер против новой техники», использование «Джеффери» отложили.


«ДЖЕФФЕРИ» В БОЮ

В январе 1917 года русское командование решило сформировать еще три аналогичных дивизиона для Юго-Западного и Румынского фронтов. Заказ на изготовление 90 «Джеффери» с улучшенным вариантом бронировки 14 февраля 1917 года получил Склад приборов и приспособлений при Офицерской стрелковой школе, а броня должна была поступать с Ижорского завода. Начиная с середины марта предполагалось сдавать ежемесячно по 15 машин. Однако построили только один броневик, отправленный 16 июня 1917 года в Запасной броневой дивизион.

В начавшемся 16 июня 1917 года наступлении войск 11-й армии машины дивизиона особого назначения для прорыва проволочных заграждений не применялись. Действуя как обычные броневики, «Джеффери» оказали большую помощь 17-му армейскому корпусу, прикрывая его отход во время прорыва немцев на Тарнополь. Так, 7 июля у урочища Лисьи Ямы (северо-восточнее Тарнополя) машины 1-го отделения атаковали немцев и под сильным артиллерийским огнем, заполняя прорывы в наших пехотных цепях, задержали продвижение противника на 3,5 часа. В тот же день два других отделения с 16 часов вели бой под мызой Езерна, прикрывая эвакуацию имущества. С наступлением темноты, прорвавшись через объятую огнем Езерну и уничтожив склад боеприпасов, который не сумели вывести, машины отошли к Тарнополю.

8 июля 1917 года все три отделения прикрывали переправы на реке Серет и шоссе Тарнополь - Ново-Заложице. Не имея связи с пехотой, при отходе не оказывавшей никакого сопротивления, броневики сдерживали немцев, непрерывно атакуя их, расстреливая в упор и не давая продвигаться. Кроме того, машины дивизиона вывозили из-под огня раненых, а также брошенные отступавшими войсками пулеметы и орудия. Входе непрерывных двухдневных боев два броневика были разбиты огнем немецкой артиллерии, а три подорваны экипажами (из- за поломок вывести их в тыл не представлялось возможным). Основной причиной эффективности действий «Джеффери» в июльских боях стала их повышенная проходимость и подвижность (за счет поворота передних и задних колес) по сравнению с другими типами броневых автомобилей. Особенно это сказалось в боях 7–8 июля, когда из-за дождей грунтовые дороги стали практически непроходимыми для автомашин. Однако выявились и серьезные недостатки в системе бронировки и вооружения «Джеффери».

В годы гражданской войны «Джеффери» применялись на всех фронтах в основном в составе бронеотрядов Красной Армии. Но уже в середине 1920 года большинство из них заменили «фиатами» или «остинами». Это было вызвано не только неудачным размещением вооружения, но и сложностью ремонта этих машин. К1922 году в Управлении броневых сил РККА числилось 13 броневиков «Джеффери», большая часть которых предназначалась для разбронировки.


Ремонт броневиков «Джеффери». Июль 1917 года.


Рассказать друзьям