Грех к смерти, грех не к смерти. Грех смертный

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Спрашивает Алексей
Отвечает Александра Ланц, 28.12.2009


Алексей пишет : Скажите, пожалуйста, что Библия имеет ввиду грех который ведет к смерти, и грех не к смерти?

Это один из наисложнейших вопросов, поэтому давайте молить нашего Небесного Отца дать нам разумение этого вопроса прямо от Престола Его благодати, чтобы нам, отвергшись своих плотских мудрствований, исполнить Его волю. Только Его волю. Чтобы нам не предпринимать никаких действий до тех пор, пока мы не имеем полноты открывшейся Истины, чтобы не нанести вред ни своей душе, ни душе своего ближнего. Ведь для нас главное – исполнить наиважнейшие заповеди Христа, на которых основываются Закон и пророки, на которых основывается Царствие Небесное ().

http://www.сайт/answers/r/28/305719
http://www.сайт/answers/r/34/300992

«Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился».

Библия говорит, что любой грех рождает смерть. Любой грех, даже самый малюсенький, преграждает нам свободный доступ в Небесные Обители.

"Ибо если мы, получив познание истины , произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи , но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!"

Заметьте, что речь идёт как раз о том, что Господь будет судить Свой народ , т.е. тех кто уверовал в Него, как Спасителя, и мы видим, что, оказывается, далеко не всякий из Его народа будет спасён. Потому что не всякий решится постоянно принимать от Бога свет, чтобы каждый день становиться всё более и более похожим на Сына Божьего, чтобы возрастать из славы в славу, как об это происходило с первыми уверовавшими:

"взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу , как от Господня Духа" ().

Попробую подвести некоторый итог сказанному. В Иоанн рассуждает исключительно о христианах и говорит о том, что среди них будут такие, которые начнут грешить грехом к смерти, т.е. осознанным грехом, ожесточив свои сердца против воздействия Святого Духа. За таковых уже и молиться не надо, "ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]" ().

Давайте рассмотрим это всё на примере Савла.

Всякий не принявший Христа, как Спасителя, мёртв в глазах Бога. Сколько бы он ни грешил, как бы он ни грешил, он просто мёртв во грехах своих. Пока Савл гнал церковь Божию, бросал христиан в тьрьмы, радовался смерти таких, как Стефан - всё это невозможно назвать грехом к смерти, т.к. Савл и так был просто мёртв во своих грехах (). Перед Савлом, как и перед всяким человеком был отрыт путь покаяния и спасения, возможность ожить в глазах Бога, но Савл всё ещё был духовно мёртв.

И вот Савл покаялся, стал христианином, вкусил радость спасения, стал живым в глазах Бога, начал проповедовать Христа... давайте представим, что посреди всей этой своей деятельности он вдруг завёл бы любовницу или начал бы проповедовать спасения не заслугами Христа, а делами, хотя знал бы что и любовница и такая проповедь - грех. Братья постарались бы образумить его, помолиться за него и пр., но он не откликнулся бы и не покаялся бы... вот вам грех христианина к смерти. Братья должны были бы запретить ему проповедовать и исключить его из церкви () и Павел погиб бы в своём ожесточении.

Пусть спасающая сила Всевышнего постоянно пребывавет в вас и с вами, чтобы вам с каждым днём всё ближе подходить в Источнику Жизни и Святости, всё более уподобляясь Спасителю!

Читайте еще по теме "Слова и выражения из Библии":

Что считается грехом

Грех есть преступление Закона Божия, неисполнение святых повелений Божиих. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Человек может согрешать различным образом: делом, словом, помышлением, ведением, неведением, волею и неволею.

Мы грешим «делом», когда это дело противно заповеди Божией. Если человек предается объядению, пьянству, лакомствам, то грешит против заповеди Божией: «не сотвори себе кумира и всякого подобия». Воровство, грабежи, убийства и другие подобные поступки - грехи делом.

Грех «словом», когда слово это противно воле Божией. Например, праздные разговоры, слова, песни - грехи словом. Господь Иисус Христос воспрещает эти грехи, говоря: «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если поносим словами ближнего нашего, упрекаем его, браним или за глаза говорим о нем неправду, жалуемся на него несправедливо, клевещем из ненависти, то грешим против заповеди Божией: «не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна». Эти грехи словом бывают зловреднее многих грехов делом и могут стоять наряду с человекоубийством.

Мы грешим «помышлением», если имеем какие-либо желания, противные любви к ближнему, когда поступаем против заповеди Божией: «не желай ничего, что принадлежит ближнему твоему». Грехи помышлением столь же тяжки, как и грехи делом и словом, и строго воспрещаются Священным Писанием.

Грехи «ведением» - те, которые мы делаем, зная, что они запрещены законом Божиим, делаем их по страстям нашим - по гордости, злобе, лености и тому подобное - и оправдываем себя ложными доводами. Поступающие таким образом достойны того же приговора, который произнес господин на лукавого и ленивого раба своего: «лукавый раб и ленивый! Ты знал, что Я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал… негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 26–30).

Грехи «неведением» происходят от немощи естества человеческого. Весьма трудно усмотреть за собой эти грехи и предохраниться от них. «Грехопадения кто разумеет?» (Пс. 18, 13), - говорит пророк Давид, то есть, кто может усмотреть погрешности свои, неведение свое. Впрочем, так как это тоже грехи, то и соблюстись от них возможно; а потому он и присовокупляет молитву: «от тайных моих очисти меня», то есть от грехов, по немощи и неведению сделанных мною, которые мне или неизвестны, или которых не помню, или которых не считаю даже за грехи.

Грешить «волею» - значит грешить заведомо, с намерением и от злобы. Апостол Павел говорит так об этих грехах: «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи». Отступившим от Христа и волей восстающим против Него, невозможно получить прощение; как изъясняет это тот же Апостол, говоря: «невозможно, однажды просвященных и вкусивших дара небесного, и сделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием; когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр. 6, 4. 5. 6). Но что невозможно человекам, то возможно Богу: особенная милость Господня может коснуться сердца грешника и возвратить его на путь истины.

«Невольный грех» - тот, которого человек не предвидит, творит его вопреки воле и желанию.

Из великого множества грехов самые главные, тяжкие грехи именуются «смертными»; ибо для грешника нераскаянного, упорно пребывающего в них, настает после смерти телесной, смерть душевная, а вместе с ней вечное отлучение от Бога, погибель и мучения нескончаемые.

Смертных грехов семь:гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, леность и гнев.

От этих грехов, как от семи матерей, рождаются все прочие грехи. Если искоренить эти семь грехов, семь этих матерей, то и все детища их, все прочие грехи уничтожатся.

Эти смертные грехи подобятся тем семи бесам, которых изгнал Господь Иисус Христос из тела грешницы - Марии Магдалины. Их можно также сравнить и с семью врагами народа израильского, которых необходимо было истребить, чтобы войти в землю обетованную, изображающую собой Царство Небесное.

Какие грехи ведут наск смерти и как бороться с ними

Важнейший и самый древний из смертных грехов - гордость.

Этот грех можно определить так: гордость есть безмерная, преувеличенная любовь к самому себе, ложное почтение к своим достоинствам и слепая уверенность в них.

«Кто заражен гордостью, тот ко всему наклонен оказывать презрение даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Гордый высокоречив, многословен, ищет славы, чести, похвалы и покорности от всех.

«Гордость обыкновеннее всего показывает себя в том, что зараженный ею делает себе равными всех или, по крайней мере, многих, высших себя по возрасту, по власти, по способностям и не терпит быть ниже их. Если гордый человек есть подчиненный, он не уважает распоряжений начальника, исполняет их неохотно, по страху; он равняет себя со всеми образованными и не отдает пред собою преимущества никому или весьма-весьма не многим; если он ученый или даже неученый, сын или дочь - не отдает должного почтения родителям и благодетелям, особенно простым и грубым, считая их равными себе и даже ниже» [св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Порождения гордости бесчисленны: надменность, самолюбие, честолюбие, лицемерие, притворство, высокомерие в манерах, хвастовство в словах, пышность в одежде, неумеренность желаний, недружелюбие, дух мщения, презрение к ближнему и вообще все грехи противные любви; ибо гордый никого не любит, кроме самого себя.

Гордость с ее бесчисленными порождениями можно уподобить великому древу, которое видел во сне гордый Навуходоносор. Вершина дерева касалась облаков, и ветви его, обремененные плодами, простирались до краев земли; в тени под ним покоились полевые звери, в ветвях его жили птицы небесные, и все животные, находящие себе приют под деревом, - пороки, порожденные гордостью. Они стекаются сюда как в общий центр и живут спокойно под густыми ветвями.

Что такое сребролюбие, лихва и ростовщичество

Под словом сребролюбие подразумевается не только любовь к серебру, золоту или деньгам, но и ненасытное желание всякого земного богатства и благополучия.

Жадность к богатству - идолослужение, постыдное рабство перед золотом, которое становится для человека владыкой, богом его.

Сребролюбец не только тот, кто собирает богатство, но и тот, кто ненасытно желает его иметь.

Не всякий богатый - сребролюбец; но тот, кто любит богатство, кто сердцем привержен к нему. «Когда растет богатство ваше, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61, 11). Если Господь благословляет нас избытком земных благ, то никогда мы не должны превозноситься ими и надеяться на них; но обязаны делиться избытком нашим с бедствующими. Поступая таким образом, мы запасаем себе, по слову Спасителя, «влагалища неветшающие, сокровище неистощимое на небесах, идеже тать не приближается, ни моль растлевает» (Лк. 12,33).

«Богатство не худая вещь, - говорит Иоанн Златоуст, - но худая вещь - сребролюбие, худая вещь - лихоимство. Лихоимец и богатый не все одно и то же. Сребролюбцу всегда многого недостает; а кому многого недостает, тот никогда не может назваться богатым. Он - есть страж денег, а не господин, раб их, а не владетель».

Сребролюбие ненасытимо. Чем более сребролюбец собирает богатство, тем более увеличивается в нем страсть к богатству. «Лихоимцы и хищники хуже зверей, - говорит св. Иоанн Златоуст,- ибо звери, насытившись, перестают похищать, а эти люди никогда не могут насытиться». Сребролюбие опаснее всех прочих страстей, ибо гордецу, прелюбодею, чревоугоднику, злому человеку, пьянице и другим нужно только отстать от грехов и покаяться, чтобы спастись, но сребролюбцу не только должно отстать от греха, но и возвратить похищенное тому, от кого оно перешло к нему.

Так св. Парфений сказал Ираклийскому архиепископу Ипатиану, лежавшему на одре болезни: «есть грехи, которые могут очиститься одною молитвою и покаянием; но твои грехи другого рода: ты, по сребролюбию твоему, в лице нищих отнимал у Бога имущество. Возврати Ему имущество Его также в лице нищих. Если помнишь, у кого отнял, тому и возврати с лихвою; если же не помнишь, отдай наиболее нуждающимся».

Лихва и ростовщичество. Лихвой, или взятием процентов называется то, когда заимодавец с должника своего, сверх данного ему взаем, что-нибудь берет лишнее.

Лихва - грех, и притом тяжкий.

Господь сказал:«взаймы давайте, не ожидая ничего» (Лк. 6, 35). В Библии мы читаем:«если дать деньги взаймы бедному из народа моего; то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22, 25). В другом месте сказано:«не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ничего либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23, 19). «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?» - вопрошает пророк Давид и между другими ответами дает и этот:«кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» (Пс. 14, 1–5).

Пророк Иезекииль тоже указывает лихву между великими грехами, говоря:«в рост дает и берет лихву: то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет; кровь его будет на нем» (Иез. 28,19).

Василий Великий так говорит о лихве: «как рыболов прицепляет за удочку червячка, чтобы рыбу обмануть и поймать: так точно лихвовзиматель привлекает деньгами своими ближнего, который по неосторожности своей вместе с червячком и удочку поглощает, и как рыба умерщвляется».

Сребролюбие и лихоимство всегда было наказуемо Богом. Если же кто и избегает казни в этой жизни, «ибо не все беззаконники здесь наказуются по неведомым судьбам Божиим», тот не избегнет ее в будущем веке, по слову Апостола Павла:«никакой блудник, или нечестивый, или любостяжатель, который есть идолопоклонник, не имеет наследия в царстве Христова и Бога и услышит суд себе: вспомни, что ты получил уже доброе в жизни твоей и должен здесь страдать; иди, проклятый, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

Труден подвиг искоренения сребролюбия из нашего сердца, по слову Спасителя:«как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие».

Под игом прочих страстей люди томятся, страдают и раскаиваются; под игом же сребролюбия - радуются, веселятся и торжествуют.

Богатство восхваляется, пред ним благоговеют, ему завидуют. Свои страсти люди стараются тщательно скрывать, богатства же никто не скрывает, но даже тщеславятся им.

Как же после всего этого быть истинным христианином, следовать учению Евангельскому, любить Бога и ближнего своего, желать благ небесных, воздыхать о небе и войти в царство Божие?

Что такое блуд и любодеяние

Святой Апостол Павел советует христианам не говорить даже об этом грехе, великом и мерзостном, пред Богом: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5, 3). Но, к несчастью, этот порок, столь общ и известен, что по необходимости надобно обратить на него внимание, указать на величайшую гнусность его и вред.

Под именем любодеяния разумеются многие виды грехов; наименуем некоторые из них.

Блуд - беспорядочная плотская любовь между женщиной и мужчиной, не находящимися в супружестве. Святой Апостол Павел строго воспрещает этот грех: «чтобы не было между вами такого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12, 16).

Прелюбодеяние - беззаконное сожительство мужа с чужой женой, или жены с чужим мужем. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращенный с вожделением на женщину, причисляются к любодеянию. Спаситель так говорит об этом: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй, а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем «(Мф. 5, 27. 28).

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на нее обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

Малакия - грех рукоблудия, онанизма. За это ожидает наказание, по слову Апостола Павла: «ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники царства Божия не наследуют» (Кор. 6, 9. 10).

Кровосмешение - когда союзом, подобным супружескому, соединяются близкие родственники. Вот что говорит об этом постыдном грехе св. Апостол Павел:«есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и при том такое блудодеяние, какое не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего… Да будет изъят из среды вашей сделающий такое дело… и я решил предать его сатане в измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа «(1 Кор. 5, 1–5).

Мужеложство - это грех гомосексуализма. Этот грех именуется также грехом «содомским». Эти грешники «достойны смерти по праведному суду Божию и собирают себе гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога «(Рим. 1, 32; 2,5).

По учению св. Апостола Павла, не должно сообщаться с блудником, даже есть вместе с ним, выйти из среды развращенных, отделиться от них и не прикасаться к нечистому.

Что же делать, чтобы избавиться от любодеяния, влекущего за собой гнев Божий и наказания? Во Святом Евангелии сказано: «если правое око соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф. 5, 29). Вырвать глаз или отрезать у себя руку - это значит удалить из сердца наклонность ко греху, разорвать с ним связь и навсегда оставить, бросить его. Чтобы это исполнить, нужно:

1. Избегать развлечений, которые вводят в соблазн.

2. Избегать праздность, которую поистине называют матерью всех пороков. Когда человек трудится и занят делом, то искушения диавола становятся гораздо слабее.

3. Быть умеренным в пище и питии. Пророк Иезекииль среди беззаконий Содома указывает и пресыщение. «Беззаконие Содома, - говорит он, - было в гордости, пресыщении и праздности» (Иез. 16, 49).

4. Помнить, что безнравственные книги, развратные изображения, разнузданные песни, эротические фотографии и фильмы - опасны. Трудно избегать греха, когда живешь в атмосфере веселья, радости, шума.

5. Помнить всегда о страшном суде Божием и о тех мучениях, которые ожидают грешников.

6. Усердно молиться Богу и призывать Его на помощь: без помощи Божией ничего не можем делать. «Когда сердца твоего коснется помысл блудный, скверный, лукавый… уязвит и утеснит тебя, тогда скажи себе с твердым убеждением сердца, что это мечта диавола, и вдруг по- мысл или помыслы исчезнут» {св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Что такое зависть

Зависть есть печаль о благополучии ближнего, - говорит Василий Великий. Эта порочная страсть, порождение диавола и гордости, может называться добровольным мучением: гордый человек, высоко ценя свои достоинства, завидует равным, что они сравнялись с ним; завидует низшим, боясь; чтобы они не сделались равны ему; завидует высшим, потому что сам не может сравняться с ними.

Другие страсти доставляют какое-то наслаждение, хотя и мнимое, но завистливый не имеет и этого.

От зависти, как изобильного источника, проистекает великое зло; от нее происходят осуждения, клевета, разные козни, ухищрения и ненависть; от ненависти - злоба, а от этой - убийства. Поэтому Иоанн Златоуст, говоря о зависти, именует ее «корнем убийства". Смерть вошла в мир через зависть диавола, и завистники - подражатели и чада этого злого духа.

«Зависть в христианине есть безумие. Во Христе все мы получили бесконечно великие блага, все обожены, все соделались наследниками неизреченных и вечных благ Царствия Небесного; да и земных благ обещано нам довольство под условием искания правды Божией и царствия Божия: ищите прежде царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33); нам повелено довольствоваться тем, что имеем и не быть сребролюбивыми: не сребролюбы нравом: довольни сущими, и прибавлено: То бо (Господь) рече: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Мф). 13, 43). Не безумно ли после этого завидовать в чем-либо ближнему, например: его почестям, его богатству, роскошному столу, великолепной одежде, прекрасному жилищу и прочему? Все это не прах ли в сравнении с тем, что нам даровано в образе и подобии Божием, по коему мы созданы, в искуплении нас Сыном Божиим… Да бережемся же зависти и будем довольны тем, что имеем, благодаря Бога, Подателя благ, и сознавая, что мы недостойны пользоваться и тем, что имеем по Его милости…» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Если уничтожить в сердце своем гордость, от которой происходит зависть, тогда без злого корня - гордости - не будет и злого плода - зависти. Зависть - дочь гордости; умертви матерь - и дочь ее погибнет. Мы уничтожим гордость нашу, когда осознаем, что нам совершенно нечем гордиться: ибо все, что имеем, не наше, а Божие. Удача, слава, здоровье, богатство, разум, сила, красота, храбрость - все переменчиво, и как приходит к нам, так и отходит от нас, как не нам принадлежащее.

Мы уничтожим зависть, если будем любить ближнего своего; ибо любовь не завидует, по слову апостола.

Когда мы будем жить с такими убеждениями, то зависть ослабеет. Ибо зависть рождается от благополучия ближнего; но когда земное благополучие мы не будем считать истинным благополучием, то и завидовать не будем.

Что такое чревоугодие

Чревоугодник, как показывает самое слово, есть тот, кто угождает своему чреву, служит ему, как властелину своему, исполняя все желания его.

Угождать чреву можно не только неумеренным употреблением пищи и питья, но также изысканными, прихотливыми блюдами и разными сластями, хотя бы все это употреблялось и в небольшом количестве.

Опасность и обширность этого порока, а также и вред, происходящий от него, чрезмерно велики, хотя многие представляют этот грех незначительным.

Священное Писание строго относится к нему и воспрещает его. Св. пророк Иезекииль полагает пресыщение в числе беззаконий Содомских. «Беззаконие Содомы, - говорит он, - гордость, в сытости хлеба и в изобилии вина» (Иез. 16, 19). Чревоугодие явно осуждается Самим Господом Иисусом и представляется гибельным для христианина: «горе вам, пресыщенные ныне ибо взалчете"(Лк. 6,25). В другом месте тот же Евангелист пишет: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и заботами житейскими, и чтобы день тот (день Страшного суда)не постиг вас внезапно (21,34).Непресыщайтесь всякою сластию, - поучает Св. Иисус, сын Сирахов, - и не бросайтесь на разные снеди, ибо от мно- гоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры. В послании к Филиппийцам(3,19) Апостол Павел прямо именует чревоугодников идолослужителями: «ихконец - погибель, их бог - чрево, и слава их всраме» и ставит их наравне с сребролюбцами, прелюбодеями, ворами и разбойниками (1 Кор. 6, 9). Святой Иоанн Златоуст говорит: «диавол ничего так не любит, как роскоши и пьянства; потому что никто не может гак хорошо исполнить его злой воли, как пьяница. Любящий есть и пить угоден диаволу, но мерзости пред Господом и наказуется Им».

Вот как говорит святой пророк Моисей о народе израильском, забывшем Бога в изобилии своем: «И ел Иаков, и утучнел Израиль и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32, 15).

Говоря о чревоугодии, нельзя не сказать и о пьянстве, гнуснейшем пороке.

Даже язычники осуждали порок пьянства. Философ Анахарсис говорил, что вино приносит три плода: увеселение, опьянение и горькое раскаяние.

Священное Писание, говоря о вине, не только воспрещает упиваться им, но даже смотреть на него и любоваться."Не смотри на вино, - говорится в притчах Соломона, - не смотри, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид» (23, 31).

Действительно, следствия пьянства ужасны. «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?» - вопрошает премудрый Соломон в притчах своих и сам отвечает: «у тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (23, 29,30).

«От несоблюдения поста, от чревоугодия и излишества в пище и питье, особенно в винопитии, - иссякает из сердца христианская любовь, радующаяся с радующимися и плачущая с плачущими, и произрастает в сердце самолюбие, самоугодие, плотоугодие, сладострастие и прочее» (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Что такое гнев

Святитель Тихон Задонский определяет этот грех так: гнев есть чувствование сердечной болезни, от обиды другого родившейся, которая или делом, или словом бывает.

Гнев воспрещается Православием так же, как и человекоубийство.

Вы слышали, - говорит Господь Иисус Христос, - что сказано древним: не убей; кто же убьет, подлежит суду: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу), а кто скажет безумный, подлежит геенне огненной (Мф. 5, 21. 22). Грехи гнева - это злоречие, клевета, презрение, обида, оскорбления, проклятия, произносимые из ненависти, злобы и гнева, грехи чисто внутренние: движение гнева, презрение, ненависть, чрез которое питают внутренно зло к своему ближнему, радуются его несчастью и желают нанести ему вред. Все эти грехи, какими бы обстоятельствами мы ни старались объяснить их, очень велики и тяжки пред судом Божиим.

Простой легкий гнев, гнездящийся в нашем сердце, хотя этот грех не высказывается ни словом, ни делом, Господь ставит рядом с убийством, преступлением достойным смертного приговора. Господь не принимает от гневающегося ни молитв, ни приношений, а говорит: прежде примирись с братом своим, и тогда приди и принеси дар твой, и повелевает нам мириться не откладывая: мирись с соперником своим скорее, пока ты еще на пути с ним (когда еще живете). Если же не помиримся, то виновного ждет наказание: его ввергнут в темницу, и не выйдет он оттуда, пока не отдаст до последней полушки.

«Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки, и делает другие дела, свойственные умопомешанному и иступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстерегающие людей ко всякому злу и дышащие злобой и убийством на всех и все… Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют нам кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Гнев человека - страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20) (св. прав. Иоанн Кронштадтский).

Гнев - не первоначальный, коренной порок сердца, а происходит от других, посторонних причин.

Один подвергается гневу, потому что горд и не может переносить уничижений, обид или оскорблений; другой - потому, что пристрастен к благам земным и не хочет понести самых легких потерь или убытков; третий гневается потому, что ленив и не терпит, когда его беспокоят.

Чтобы избежать гнева и раздражения, святые отцы советуют еще до начала всякого дела продумать предстоящие дела и встречи, приятные и неприятные, рассчитать, какие могут возникнуть препятствия, искушения - и быть готовым к тому, чтобы подавить их в самом начале, не давая развиться. Действуя так, ты никогда не будешь застигнут движением страстей, гнева, раздражительности, но всегда будешь готов дать ему отпор. Это особенно надо делать, если ты готовишься выйти из дома и предстоит общение с людьми, по каким-либо причинам тебе неприятным. Если и подымется волна раздражения или гнева, то она разобьется о тебя, как о камень, а не подбросит тебя, как легкую лодку. Уготовихся и не смутихся, - сказал св. пророк Давид.

Но это еще не все. Возбуждение гнева, страсти, может все же подняться, и неожиданно. Тогда, когда почувствуешь раздражение, спеши обуздать его, напряжением воли обуздай сердце, старайся не допустить гнев в сердце. Если же и проникнет гнев и раздражительность в сердце, старайся, чтобы они не вышли наружу, не дай проявиться им ни словом, ни взором, ни движением. Потом заставь себя вознести свой ум и сердце к Богу и, представив беспредельное чувство любви Божией, старайся вытеснить раздражение или гнев, постарайся, чтобы гнев вытеснило чувство противоположное, чувство любви. При встрече это, может быть, и не удастся сделать вполне, - но ты продолжай питать в себе это чувство любви, даже когда встреча с чем-то или кем-то неприятным окончится, не давай угаснуть силе любви.

Что такое леность, или праздность

Ленивый грешит против Бога, поступает против заповеди Его, которую Он изрек прародителю нашему Адаму, а в лице его и всем нам: в поте лица твоего ты будешь есть хлеб свой, доколе возвратишься в землю, из которой ты взят.

Святой Апостол Павел в послании к Солунянам пишет, что человек, не желающий работать, недостоин пищи.

Грязному камню подобен ленивый, - пишет Сирах, - всякий освищет бесславие его. Воловьеву помету подобен ленивый, всякий, поднявший его, отряхнет руку.

Горькая участь ожидает сластолюбца, погруженного в праздность, нежущегося в покое и проводящего время во сне.

Премудрый Соломон так говорит о ленивом:Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои и будешь досыта есть хлеб. Немного поспишь ты, ленивый, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь. И прийдет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. Если же будешь не ленив, то, как источник, прийдет жатва твоя, скудость же далеко убежит от тебя. Проходил я, - продолжает Соломон, - мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного. И вот все это зарослотерном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его разрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце мое, и посмотрел и получил урок.

Время, данное нам для жизни, дороже всякого сокровища. Как слова сказанного возвратить нельзя, так и времени потерянного сыскать невозможно. Потеряв напрасно время, будем жалеть и малейшего времени к покаянию будем искать, как жаждущие студеной воды, но не найдем, когда придет время суда и покаяния, строгости и помилования. Мы должны дать непременно ответ и за самое время, греховно потерянное нами. Настоящее время - это торг, на котором таланты, данные нам от Господа, мы трудами с помощью Божией должны умножать, чтобы с ленивым рабом не услышать от Господа страшного определения: негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30).

Поэтому надо внимать увещанию премудрого Соломона:пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; по он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна: хотя силою она слаба, но мудростью почтена (Притч. 6,6–8).

Предпоследняя глава книги притчей Соломона заключает в себе следующую прекрасную молитву:

Господи! двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне прежде, нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись я не отрекся от Тебя, и сказал: кто Господь, и чтоб обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

Итак, здесь показаны грехи, ведущие к смерти души. Бороться с ними - призвание и великая жизненная задача христианина.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский завещал нам: «Принеси Богу в жертву сердце свое, отдай его всецело Вседержителю, отвергнись себя, всех греховных движений: злобы, ненависти, гордости, непокорности и своеволия, зависти, недоброжелательности и злорадства, скупости, сребролюбия, чревоугодия, блудной нечистоты, татьбы, обмана, лености и прочее, и непрестанно принуждая себя к благости, когда нас озлобляют, оскорбляют, к молитве за врагов, кротости, смирению, незлобию, искреннему доброжелательству, щедрости, нестяжанию, истине и праведности, трудолюбию, послушанию и прочее. Трудно побороть страсти, сделавшиеся как бы природными членами нашими… но при внимании непрестанном к самому себе и при усердной непрестанной молитве с воздержанием, с помощью Божией возможно побороть и искоренить их».

ГРЕХ К СМЕРТИ = СМЕРТНЫЙ ГРЕХ?


Очень часто люди задают вопрос о том, что такое «грех к смерти» , о котором говорится в 1 послании Иоанна (1 Ин 5:16) Действительно, Библейский стих, где встречается эта фраза, сложен для понимания в отрыве от контекста главы, послания – и всего Писания. Ещё больше осложняется толкование этой таинственной фразы наслоением самых разных учений, стереотипов, традиций. Например, таких, как учения о восьми или семи смертных грехах, свойственного особенно католицизму и православию.

По данным некоторых источников, первым учение о смертных грехах сформулировал Евагрий Понтийский в конце IV века. Вот список главных грехов, согласно взгляду этого богослова:

1.Чревоугодие

2. Прелюбодеяние, блуд

3. Алчность

4. Печаль

5. Гнев

6. Уныние

7. Тщеславие

8. Гордыня

Несколько позже Папа Римский Григорий Великий сформулировал список из семи смертных грехов. Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» опирается на этот список, описывая во второй части своего произведения круги ада, соответствующие каждому из этих грехов:


1. Гордыня

2. Зависть

3. Гнев

4. Уныние

5. Алчность

6. Чревоугодие

7. Похоть, блуд








Об этих ли грехах говорит Апостол Иоанн? Неужели наш Господь не прощает эти грехи – и каждый, совершивший что-то из этого хоть раз в жизни, обречён на вечность в аду и не имеет надежды спастись?.. Если так, нет надежды ни у одного из живших когда-либо и ныне живущих людей!… А как же жертва нашего Господа Иисуса Христа? Неужели Его Крови не достаточно, чтобы искупить эти грехи?



К сожалению, часто люди не задумываются об этих вопросах, рассуждая о списках смертных грехов – и, таким образом, пренебрегают Евангелием!

Давайте же вместе постараемся исследовать Писание, веря, что это полное и законченное откровение Живого Бога , содержащее в себе всё, что нам нужно знать для спасения души. Основываясь на этом принципе, вместе начнём изучение!



Попробуем понять саму фразу «грех к смерти».



I . СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРЕВОДОВ 1 ИН 5:16-17



Синодальный перевод: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти , то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти . Есть грех к смерти : не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти ». (1Иоан.5:16,17)



Радостная весть: «Если кто увидит, что брат совершает грех (но грех, не ведущий к смерти) , пусть помолится и даст ему жизнь (это касается тех, чей грех не ведет к смерти ). А есть грех, ведущий к смерти . Я не говорю, что надо молиться о таком грехе. Всякое дурное дело - грех, но есть грех, не ведущий к смерти ». (1Иоан.5:16-18)



Перевод Международного Библейского Общества (МБО): «Когда вы видите своего брата согрешающим и если этот грех не ведет к смерти , то молитесь об этом брате, и Бог даст ему жизнь. Я говорю здесь о таких грехах, которые не ведут к смерти . Есть грех, последствием которого может быть только смерть , и я не говорю вам молиться о грешнике, виновном в таком грехе. Всякий неправедный поступок - это уже грех, но есть грех, не влекущий непосредственно за собой смерти , и для такого грешника есть покаяние и прощение». (1Иоан.5:16,17)



King James Version : «If any man see his brother sin a sin not unto death , he shall ask, and he shall give him life for them that sin not unto death . There is a sin unto death : I do not say that he shall pray for it. All unrighteousness is sin: and there is a sin not unto death ». (1Jn.5:16,17)



New American Standard Bible : «If anyone sees his brother committing a sin not {leading} to death , he shall ask and {God} will for him give life to those who commit sin not {leading} to death . There is a sin {leading} to death ; I do not say that he should make request for this. All unrighteousness is sin, and there is a sin not {leading} to death ». (1 Jn .5:16,17)



Подстрочный перевод с греческого текста : «Если кто-нибудь увидит – брата его грешащего грехом не к смерти , будет просить и даст ему жизнь, - грешащему не к смерти . Есть грех к смерти ; не о том говорю чтобы он попросил. Всякая неправедность грех есть, и есть грех не к смерти ». (1 Ин 5:16, 17). [Сохранена пунктуация и конструкции греческого языка].

Мы прочли с вами 6 различных переводов этих двух стихов. Все они очень похожи друг на друга. Безусловно, все переводчики увидели здесь один и тот же смысл – и изложили его практически одинаковыми словами. Поэтому из этого сравнительного анализа переводов мы можем извлечь не так много информации, которая помогла бы нам лучше понять исследуемую фразу. Но вот что мы видим в тех текстах, где переводчики немного распространили эти слова, добавив в перевод интерпретацию: «грех, ведущий к смерти » (РВ), «грех, последствием которого может быть только смерть» (МБО), « a sin { leading } to death » (NASB ) [то есть, как и в Радостной Вести, «грех, ведущий к смерти»]. Это не так много. Этого не достаточно – по крайней мере, мне J - чтобы понять суть слов «грех к смерти». Однако эти фразы сразу вызывают ассоциацию с шестой главой послания к Римлянам, особенно с её очень известным последним стихом:


«Ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим.6:23).


«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или [рабы] греха к смерти , или послушания к праведности?» (Рим.6:16)

Исходя из контекста всей главы и конкретно этих двух стихов (Рим 6:16 и 6:23), можно сделать вывод, что, когда Библия говорит о «грехе к смерти», речь идёт не о конкретном разовом проступке, греховном действии . Речь о чём-то более глобальном. Ведь «грех к смерти» противопоставляется не доброму поступку, «послушанию к праведности» как состоянию , в котором пребывает человек, живущий во Христе. То есть, от обратного можно предположить, что «грех к смерти» - состояние человека, живущего без Бога, не примирившегося с Ним, не принявшего Божий дар вечной жизни во Христе Иисусе


Давайте проверим это предположение, изучив контекст всего 1го послания Иоанна, ведь фраза «грех к смерти» является частью заключения, вывода из всего сказанного Иоанном в этом письме!



II . ИССЛЕДОВАНИЕ 1 ПОСЛАНИЯ ИОАННА ДЛЯ УГЛУБЛЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ФРАЗЫ «ГРЕХ К СМЕРТИ»

Предлагаю вам самостоятельно прочесть это небольшое послание, прежде, чем двигаться дальше, чтобы составить своё собственное мнение . Так как мы хотим понять значение фразы «грех к смерти», читая, обращайте особое внимание на стихи, где говорится о грехе и о смерти .

Вот вкратце то, как я изучала это послание: шаги и выводы по каждому из них .



ШАГ 1: Читаю всё послание сразу , обращая особое внимание на слова «грех» , «жизнь» и «смерть» , а также на синонимичные фразы (т.е. где не употребляются именно эти слова, но смысл тот же). Отмечаю в тексте все эти стихи, чтобы позже к ним вернуться и проанализировать (в своей Библии мне писать жалко, поэтому распечатала послание на обычных листах, где удобно рисовать и делать заметки).




ШАГ 2: Анализ значений слова «грех» .


В этом послании слово «грех» употребляется 18 раз: 1 Ин 1:7, 1:8, 1:9 (2 раза), 2:2 (2 раза), 2:12, 3:4, 3:5. 3:8, 3:9, 4:10, 5:16 (3 раза), 5:17 (2 раза). Везде в этих стихах в греческом тексте используется одно и то же слово («хамартия»), так же, как и в русском. Согласно греческому лексикону Стронга, это слово имеет следующие значения: грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность. Мы видим, что в русском языке все эти слова отличаются по смысловой нагрузке. Так, «греховность» - это практически сущность, постоянное или доминирующее состояние, греховная природа. Тогда как, например, слова «провинность», «проступок» имеют гораздо более лёгкую нагрузку, обозначая ошибку, разовое неверное действие .







Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что это действительно важно!

Если не обращать внимания на разные оттенки значений слова «грех» в этом послании, то, во-первых, оно может нас сильно опечалить! Так долгое время было со мной. Честно говоря, до этого изучения! J Несмотря на то, что считается, что это послание – о Божьей любви, мне всегда было тяжело его читать, так как очень многие стихи в нём говорят о том, что, если ты с Богом, ты не можешь грешить. А если грешишь, то ты не с Ним… Но ведь я грешу! Каждый день я совершаю ошибки, будь то мысли, слова или дела, огорчающие Бога. Всегда, когда я читала это послание, я думала, что наверняка что-то не так понимаю, что надо разобраться. Но, признаюсь, это было мне слишком больно и тяжело, и я предпочитала читать другие книги Писания, в которых видела больше надежды и благодати. Сейчас же мне «пришлось» изучить это послание глубже для этого исследования – и Бог меня очень ободрил, помог увидеть, что и 1 Иоанна наполнено Его благодатью к грешникам, как и вся Библия. Надеюсь, что мне удастся помочь вам увидеть то же через это изучение!


Сравните, например, следующие стихи:







Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя , и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши , то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым , и слова Его нет в нас. (1Ин.1:8-10)


Всякий, рожденный от Бога, не делает греха , потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить , потому что рожден от Бога. (1Ин.3:9)


Как же так? С одной стороны, мы обманываем самих себя, если говорим, что не грешим. С другой, мы, будучи рождены от Бога, НЕ МОЖЕМ ГРЕШИТЬ! Причём, все эти стихи обращены к одинаковой аудитории: к верующим христианам! Но ведь это Слово Божье, а в нём не может быть противоречий (я в это верю!). Остаётся предположить, что в 1 Ин 1:8-10 и 1 Ин 3:9 речь идёт о разных вещах. И действительно, ключ к пониманию даёт следующий стих из этого же послания:


Всякая неправда есть грех ; но есть грех не к смерти . (1Иоан.5:17)

Из этих слов следует, что есть разные грехи: «к смерти» и «не к смерти». Таким образом, вероятно, в 1 Ин 1:8-10 говорится о грехах «не к смерти». Такие грехи есть у каждого христианина! Все мы, имея греховную природу по плоти, иногда грешим. Вспомните переживания Апостола Павла по этому поводу (Рим 7:14-25)! Но, так как мы доверили свою жизнь Христу, Он является ходатаем за нас (1 Ин 2:1-2) и очищает нас, ведя нас путём освящения (Фил 1:6, 1 Ин 1:9). А в 1 Ин 3:9 говорится о таком грехе, который рождённый от Бога человек, просто не имеет возможности совершить! Что это за грех, нам помогут понять следующие шаги изучения!



ШАГ 3: Анализ значений слов «жизнь» и «смерть».

В ходе чтения становится видно, что слова «жизнь» и «смерть» говорят именно о «жизни вечной» (1 Ин 1:2, 2:25, 3:14, 4:9 и др.) и «смерти духовной», то есть о неимении жизни вечной (1 Ин 3:14).


Кстати, говоря о смерти именно в этом, не физическом, а духовном значении, хочу подчеркнуть важный момент, над которым особенно размышляла в ходе этого изучения! Христос учит нас:


Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную , и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь . (Ин.5:24)


Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше , не может увидеть Царствия Божия. (Ин.3:3)

О том же духовном рождении, переходе из смерти в жизнь говорит Иоанн и в своём первом послании:


Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь , потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти . (1Ин.3:14)

Что объединяет эти три текста Писания? Очень важная мысль : все люди, не знающие Бога, не принявшие Христа верой, не слушающие Его Слова – пребывают в смерти, то есть духовно мертвы. Христос же предлагает нам спасение, вечную жизнь – и, принимая протянутую к нам руку Спасителя, мы переходим в жизнь, другими словами, рождаемся от Бога (Ин 1:12-13)! Писание не говорит о том, что рождённые от Бога могут умереть. Оно говорит о том, что не принимающие Его пребывают в смерти, не рождаются. Почему это очень важно понимать? И почему я говорю об этом в контексте размышления о «грехе к смерти»? Потому что это означает, что «грех к смерти» - это не то, что может совершить живой человек, после чего он умрёт. Это то, что не даёт мёртвому человеку перейти в жизнь! И, согласно уже рассмотренному нами в прошлом ШАГЕ стиху 1 Ин 3:9, рождённый от Бога не может совершить этот грех!!!

Возвращаясь к наблюдениям над словами «жизнь» и «смерть» в тексте 1 Иоанна, нужно отметить ещё один интересный и важный момент. Очевидно, что эти два слова (или синонимичные им фразы) на протяжении всего послания употребляются рядом – и автор намеренно всякий раз подчёркивает контраст между ними! И это не случайно: при помощи этого приёма Иоанн помогает нам увидеть, что даёт нам жизнь – и что мешает людям перейти из смерти в жизнь .



Предлагаю составить на основании стихов с этими словами таблицу , которая поможет нам нагляднее увидеть, каковы «условия» приобретения жизни – и «препятствия» на пути к ней. Последнее, по идее, и будет тем грехом (неугодным Богу действием), который назван Иоанном «грехом к смерти».



ШАГ 4: Таблица «Жизнь и смерть»

Среди стихов 1 Иоанна, где говорится о жизни и смерти, есть те, которые указывают на причину, по которой кто-то имеет жизнь, а кто-то пребывает в смерти . Но также там есть и слова, говорящие о последствиях, о плодах, проявляющихся в жизни тех, кто рождён от Бога, и кто ещё мёртв (например, 1 Ин 3:10-12, 3:14-16, 4:6 и др.). Наша цель сейчас – увидеть именно причины, а не последствия. Именно на выявление причин и нацелен этот шаг. Поэтому в таблицу ниже запишем только стихи, где есть указание на «условия получения» жизни вечной – и на «препятствия» в этом. В соответствующие графы постараемся выписывать тезисно «условия» и «препятствия». А потом попробуем сделать выводы.

ЖИЗНЬ : стихи 1 Иоанна

Условие получения жизни вечной

СМЕРТЬ: стихи 1 Иоанна

Препятствия получения жизни вечной

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете , и нет в нем соблазна. (1Ин.2:10)

Пребывать во свете . А что есть свет? На этот вопрос Писание отвечает ясно: «Опять говорил Иисус [к народу] и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» .

(Ин.8:12); «Бог есть свет , и нет в Нём никакой тьмы» (1 Ин 1:5б).

А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме , и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

(1Ин.2:11)

Находиться во тьме . То есть не быть в Боге, не быть во Христе, не следовать за Ним.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:17)

Исполнять волю Божию.

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.

Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. (1Ин.2:15-17)

Не иметь в себе любви Отчей.

Согласно 1 Ин 3:16 и 4:16, любовь Отчая – это Христос, отдавший за нас жизнь Свою. Чтобы «иметь в себе любовь Отчую» нужно, чтобы в тебе жил Христос (Гал 2:20); нужно верить в Него и Его жертву за тебя, за твои грехи.

Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца . (1Ин.2:23)

Исповедовать Иисуса Христа.

Об этом подробно пишет Павел:

«Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься»

(Рим.10:9)

Всякий, отвергающий Сына , не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1Ин.2:23)

Отвергать Иисуса Христа .

То есть, не принимать Его как своего Господа (Господина своей жизни)

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Пребывать во Христе

Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. (1Ин.3:6)

Не знать Христа

Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога ;

(1Ин.4:2)

Исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти.

Другими словами, верить в Евангелие, в то, что Иисус – воплотившийся Господь, пришедший спасти нас от смерти, от наших грехов, отдав за нас Свою жизнь на кресте, а затем воскреснув!

…а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога , но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

(1Ин.4:3)

Не исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти .

Это может быть как отрицание Евангелия, вести о пришествии Иисуса ради нашего спасения, так и различные ереси и учения, искажающие Библейское учение о природе Христа. А также просто непринятие Христа, неверие в Него, в Божью любовь и благодать.

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога .

Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.

Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него . (1Ин.4:7-9)

Быть рождённым от Бога и знать Его, получив жизнь через Христа.

О рождении от Бога по вере в Иисуса хорошо написано в Евангелии от Иоанна:

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(Ин.1:12-13)

Знание Бога подразумевает личные отношения с Ним через Духа Святого, живущего в каждом, кто доверил свою жизнь Господу.

Кто не любит, тот не познал Бога , потому что Бог есть любовь.

Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.

(1Ин.4:7-9)

Незнание Бога из-за непринятия Его Единородного Сына.

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь ; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Веровать в Сына Божия; иметь Сына Божия (то есть, принять Его сердцем, иметь взаимоотношения с Ним, следовать за Ним, стремиться поступать так, как Он поступал…)

Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем .

Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни .

Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.

(1Ин.5:10-13)

Не верить Богу, не верить в Иисуса Христа, в то, что Он – путь спасения, данный людям Богом

Выводы из таблицы:


Человек может перейти из смерти в жизнь , если уверовал в Евангелие, во Христа, пришедшего во плоти, исповедует Его Господом и Спасителем, стремится познавать Бога и исполнять Его волю; если в Нём живёт Христос.


Человек НЕ может перейти из смерти в жизнь , если не верит в Иисуса Христа, пришедшего во плоти, отвергает Его, не принимает Божью любовь и благодать, не исповедует Христа Господом и Спасителем, не знает Его лично.


Таким образом, это последнее состояние – состояние неверия, непринятия, незнания, отрицания Иисуса Христа – и есть, согласно нашему исследованию 1 Иоанна, грех к смерти. Ведь так человек сам отказывается от предложенной ему жизни! Теперь становится ясно также, почему рождённый от Бога не может совершить грех к смерти! Ведь он уже принял Христа, уже познал Господа, уверовал в Евангелие .



III . ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ. ПОИСК ПОДОБНЫХ/СИНОНИМИЧНЫХ ФРАЗ В ПИСАНИИ – И АНАЛИЗ ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Чтобы прийти к ещё более широкому и глубокому пониманию фразы «грех к смерти», а также чтобы проверить, к правильным ли выводам о сути греха к смерти мы с вами пришли, изучая 1 Иоанна, я постаралась вспомнить другие Библейские слова, несущие в себе похожий смысл, чтобы мы смогли их сопоставить между собой . Что именно (какие взгляды, действия, образ жизни и т.д.) приводит к ужасному результату – к смерти, то есть, к тому, что люди не получают прощения, что Бог не принимает их, что они оказываются «во тьме внешней», не получают дар вечной жизни?

Ниже мы постараемся рассмотреть «пять страшных фраз» , которые помогут нам лучше понять, что же за грех ведёт людей к смерти. Мы будем вместе читать стихи (не буду полностью приводить тексты каждого отрывка – только ключевые слова), коротко делать выводы по каждой из фраз в конце каждого пункта , а в конце раздела подведём небольшой общий итог .

А. «Хула на Духа Святого»



Мф 12:23-32

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам ; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Матф.12:31,32)

Лк 12:8-10

И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится . (Лук.12:10)

Мк 3:28-30

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению .[Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух . (Мар.3:28-30)

1 Пет 4:14

«Если злословят вас за имя Христово , то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится , а вами прославляется». (1Пет.4:14)


Небольшой итог : что такое «хула на Духа»?

«Хулой на Духа Святого» Христос называл отрицание фарисеями того, что Он послан Богом, что в Нём именно Божий Дух. Говоря, что Он действует силой нечистого духа, они оскорбляли Господа, называя Духа Святого бесом! 1 Пет 4:14 проливает ещё больше света на понятие «хула на Духа»: согласно этому стиху, хулят Духа Божьего те, кто отвергает Христа (будь то лично, или через отвержение Его учеников). А прославляется Дух Божий теми, кто принял Его, уверовал во Христа и следует за Ним, несмотря на любые трудности (по примеру Самого Иисуса). Таким образом, «хулить Духа» - отвергать Бога, злословить Его, не принимать тех, кто проповедует Его, призывая с Ним примириться (2 Кор 5:19-20).




Б. «Жизнь по плоти»

Рим 8: 9, 13

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас . Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его . (Рим.8:9)

…ибо если живете по плоти, то умрете , а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.(Рим.8:13)


Небольшой итог: что такое «жизнь по плоти»?

Согласно этим стихам, живёт по плоти (именно в этом значении этой фразы, именно в контексте Рим 8: сравните с 1 Кор 3:1, где младенцы во Христе, т.е. уже рождённые свыше, имеющие Духа Святого, но ещё не укрепившиеся, не научившиеся жить по Духу, названы «плотскими»!) тот, кто не имеет Духа Христова . То есть, кто не принял Его . Вспомним, что говорит Сам Иисус о Духе Святом, о вере:

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе , Которого имели принять верующие в Него…

(Иоан.7:37-39)

То есть каждый, кто хочет, может прийти ко Христу, получить Духа Святого. Для этого нужна только вера и желание! А значит, те, кто выбирает «жить по плоти», не верят и не имеют желания жить с Богом и для Бога .



В. «Если не покаетесь…»

Лк 13:1-9

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете . (Лук.13:1-5)



Небольшой итог: что имеет в виду Иисус, говоря «если не покаетесь»?

В конце 12 главы Иисус говорит о грядущем суде, в стихах 13:6-9 рассказывает притчу, где говорит, что пока ещё у людей есть возможность обратиться, но скоро уже не будет. Благодаря этому контексту, легко понять, что Иисус не имеет в виду, что все грешники будут погибать физически мучительной смертью. Он побуждает людей задуматься о том, что будет с их душами, если они не переосмыслят свою жизнь и не примирятся с Богом.

Слово «покаяние» (греч. «метанойя») означает «перемена мышления». Смысл этого слова – переосознание своей жизни и кардинальная перемена направления движения! То есть Иисус просит людей услышать Его, Слово Божие, и увидеть, что они погибают. Их путь жизни без Бога ведёт в смерть. А чтобы иметь жизнь, им надо понять, признать и изменить это! Следующие несколько стихов показывают, что покаяние неразрывно связано с верой во Христа , и что только через покаяние можно иметь жизнь:

(40 голосов : 4,5 из 5 )
  • свящ. П. Гумеров
  • И. Я. Гриц

Чем отличается смертный грех от обычного?

Различение грехов на смертные и не смертные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или великим, разлучает человека с Богом, источником жизни, и человек согрешивший неизбежно умирает, хотя и не тотчас после грехопадения. Это видно из Библии, из повествования о грехопадении прародителей рода человеческого Адама и Евы. Не велик был (по нынешним меркам) грех вкусить плода от запретного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все умирают…

Кроме этого, в современном понимании, когда говорят о грехе «смертном», то имеется в виду, что тяжкий смертный грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. К таким грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм и магия, и т. д.

Но и незначительные, мелкие «не смертные» грехи могут умертвить душу грешника, лишить ее общения с Богом, когда человек не кается в них, и они большим грузом лежат на душе. К примеру, одна песчинка нам не в тягость, а если их накопится целый мешок, то этот груз придавит нас.

Что такое смертный грех?

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?

Отвечает священник Дионисий Толстов:

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные – лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех – это начало погибели. Святитель перечисляет восемь смертных грехов ( , см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов – это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами – это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», – говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», – говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

иеромонах Иов (Гумеров) :
«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные… Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова (). В греческом тексте стоит прос фанатон – грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном».

священник Георгий Кочетков
В Ветхом Завете ряд преступлений наказывался смертной казнью. Отсюда и возникло понятие смертного греха, т. е. такого поступка, следствием которого является смерть. При этом никакое достойное смерти преступление не может быть прощено или заменено выкупом (), т. е. человек не может изменить своей участи даже покаянием. Такой подход возник из убеждения, что ряд поступков человек может совершить только в том случае, если он уже давно пребывает вне связи с Источником Жизни или, точнее, черпает вдохновение в источнике чуждом. Другими словами, если человек совершает смертный грех, то это значит, что он нарушил Завет и поддерживает свою жизнь за счет разрушения окружающего мира и людей. Таким образом, смертный грех – это не просто преступление, которое, согласно законодательству, карается смертной казнью, но и некая констатация того факта, что человек, совершающий такое дело, внутренне уже мертв и должен быть упокоен, чтобы от него не пострадали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секулярного гуманизма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и человека чужд библейскому сознанию. Мы же не должны забывать, что в ветхозаветные времена не существовало иного способа прервать распространение тяжкого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носитель смерти подвергается смертной казни.

святитель :
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов – – не подлежит врачеванию , но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (

Это один из сложных Библейский текстов, о значении которого даже у серьезных исследователей Писания существуют разные мнения. Причина в ракурсе, с которого смотрят на подобные тексты. На мой взгляд, в определении истинного значения того или иного текста Библии наибольшую роль играет контекст. Прежде всего, ближайший контекст, далее - контекст книги, и затем контекст - всей Библии.

Центральная тема Первого Послания Иоанна - объяснение принципов истинной веры. В виду появления многочисленных подделок, лжеучений и псевдо христианских движений апостол ставит целью объяснить в этом послании сущность христианской веры. Делает он это, указывая на несколько отличительных характеристик истинных христиан.

В конце послания Иоанн посвящает несколько стихов утверждению своих читателей в вере.

Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. (1 Ин. 5:12, 13)

Одно из благословений настоящих христиан - в том, что они могут с дерзновением обращаться в молитве к Богу с уверенностью, что Он слушает их и готов отвечать им.

И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него. (1 Ин. 5:14, 15)

Это утверждение о силе молитвы имеет одну важную деталь. Для того чтобы Бог принял нашу молитву и ответил на нее, мы должны просить то, что не противоречит Его воле. Апостол подчеркивает, что настоящие верующие - это те, кто, познавая Бога, очищаясь от греха, любя ближних и покоряясь Его слову, наполняют свой внутренний мир Божиим Духом. Это и позволяет им просить в молитве о том, что соответствует воле Божией.

В качестве примера апостол приводит практическую ситуацию того, о чем нужно молиться, и о чем - нет.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (неправедность) есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Ин. 5:16, 17)

Эти стихи утверждают, что о тех, кто согрешает грехом, квалифицированным здесь как "грех не к смерти", нужно молиться. О тех же, кто согрешает "грехом к смерти", молиться не стоит. Тут и возникает проблема: что это за разные типы грехов?

За историю христианства выдвигались самые разные объяснения. В католицизме и православии существует даже специальное учение о смертных грехах, выделяющее группу грехов, как особо страшную с духовной точки зрения.

Эти теории трудно совместить с многочисленными свидетельствами Писания, утверждающими, что всякий грех - это бунт против Бога, и поэтому всякий грех неизбежно ведет к смерти. Чтобы разрешить это кажущееся противоречие, необходимо посмотреть на более широкий контекст стиха, т. е. на контекст книги, в которой эти слова записаны.

Как мы уже отметили, одна из главных тем Первого Послания Иоанна - объяснение отличий настоящих верующих от тех, кто только называется таковыми. Среди таких качеств здесь указаны:

Исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим и Спасителем;
. Ненависть ко греху и стремление к святости;
. Любовь к Божиим заповедям;
. Любовь к братьям и сестрам.

Все это - результаты наличия спасающей веры, один из которых - постоянное стремление настоящих верующих к очищению от греха. Хотя они могут согрешать, но каждый раз обнаруживая в себе грех, христиане обязательно ищут освобождения от него (1 Ин. 3:9). Это очищение возможно благодаря искупительному действию жертвы Иисуса Христа и Его продолжающемуся ходатайственному служению перед Отцом. Вот как об этом говорится во второй главе:

Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши... (1 Ин. 2:1, 2)

Несколькими стихами выше написано, что Иисус Христос прощает грехи спасенных Им людей:

...если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. (1 Ин. 1:7, 8)

Таким образом мы можем сделать вывод, что грехи верующего человека - это грехи не к смерти, поскольку за него ходатайствует Христос, однажды умерший за эти грехи на кресте. Именно к этому ходатайству апостол призывает присоединиться и нас.

Когда мы видим согрешающего брата или сестру, нам нужно молиться о том, чтобы они покаялись и освободились от греха. Иначе грех принесет существенное поражение в их жизнь.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда (неправедность - прим. автора) есть грех; но есть грех не к смерти. (1 Ин. 5:16, 17)

Здесь же апостол отмечает, что есть и другие ситуации, когда грех людей, с которыми мы сталкиваемся, является грехом к смерти. В свете контекста послания можно ясно сделать вывод, что грех к смерти - это грех отвержения Иисуса Христа.

Мы уже цитировали слова Иоанна о том, что "имеющий Сына Божьего", т. е. верующий в Него, "имеет жизнь" (1 Ин. 5:12). Здесь Иоанн подчеркивает эту же истину с другой стороны: "не имеющий Сына Божия, не имеет жизни". Другими словами, человек, не верующий в Иисуса Христа, пребывает в смерти. О грехах такого человека нет смысла молиться, т. к. он находится в состоянии вражды с Богом, и поэтому пребывает под действием Его гнева.

Таким образом, смысл этого текста можно обобщить так: наша обязанность - молиться об освящении братьев и сестер по вере, чтобы они побеждали грех, преображаясь в образ Христа. Эти молитвы соответствуют воле Божией. Бог слышит их, и Он обязательно будет действовать в сердцах тех, о ком мы молимся.

Когда же мы имеем дело с людьми, не верующими в Иисуса Христа, молиться об их избавлении от того или иного греха нет смысла (напр. чтобы неверующий человек бросил пить, курить, воровать или ругаться). В духовном смысле это ему не поможет. Даже если он и избавится от этих привычек, он так и останется погибшим, и пойдет в ад некурящим или непьющим.

Здесь важно добавить еще одну деталь. Понимая, что неверующий человек, перестающий практиковать какой-либо грех, продолжает оставаться погибшим, нам в определенных обстоятельствах все же нужно молиться о нем.

Например, вы можете и должны молиться о том, чтобы муж вашей сестры в Господе перестал пить. Понимая, что это не даст ему спасения, и, продолжая молиться, прежде всего, об избавлении его души, мы можем просить Бога и об изменении его жизни ради сестры во Христе, чтобы через это Бог дал ей облегчение.

Рассказать друзьям