Муж персефоны 3 букв сканворд. Дитя персефоны и аида

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Третьим братом Зевса и Посейдона является мрачный Аид (он же Плутон) - владыка подземного царства мертвых. Кроме управления царством мертвых, Аид любит одеть свою любимую шапку-невидимку и ходить незаметным среди людей (может, он рядом! Аид у греков, у римлян Плутон — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, первый сын Крона и Реи, брат Зевса, Посейдона и Деметры. Муж Персефоны.
После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.
По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.
Как бог смерти, Аид был страшным богом, самое имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление, начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою имени произошла и перемена самого представления о Плутоне, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Именно от имени этого бога происходит русское слово - “Ад”. По верованиям греков, в царство Аида попадают души людей после смерти. Царство Аида очень разное и большое, имеет различные отделы и департаменты. Есть отделы для грешников, где им делают всякие пытки, а праведники попадают в райские сады, которые тоже находятся в Аиде, и там наслаждаются блаженством. Две реки есть в царстве умерших: Стикс и Лета. Как только человек умирает, чтобы попасть в обитель мертвых ему приходится пересекать реку Стикс, для этого надо заплатить за переправу паромщику Харону.



На картине Харон перевозит души умерших через Стикс. У древних греков, при погребении умерших, существовал обычай - класть в гроб с умершими какие-то мелкие деньги - плата паромщику Харону за переправу. Иногда души умерших рождаются снова, для этого им надо переплыть через реку забвения Лету, лишь коснувшись воды которой, душа забывает все что знает, и снова рождается, словно чистый лист. Вот такие верования древних греков ореинкарнации.

Рядом с Аидом сидит на троне его жена - прекрасная Персефона.

Персефона дочь Деметры - богини земледелия и плодородия, была похищена Аидом, который взял красавицу в жены. Лишь четверть года находится Персефона со своим мужем в подземном царстве, а остальное время она гостит на поверхности у своей матери Деметры. Когда Персефона находится в царстве Аида, Деметра, которая воплощает природу, сильно скучает, поэтому, по верованиям греков, наступает зима.

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца.


Данте Габриэль Россетти Прозерпина, 1877 г. Персефона держит в руке откушенный гранат.

Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства. Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид.


Персефон. Томас Харт Бентон

Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель.


"Похищение Персефоны "1570. Художник Аллори Алессандро.

Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на Персефона недавно поникших стеблях.


Персефон. Данте Габриэль Россетти, 1877 г.

Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год

Похищение ПерсефоныNiccolo dell Abbate

Персефона. Александр Исачев

Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон.


Персефона. Борис Валледжо


Персефона Крис Уолдхер

Возвращение Персефоны из аида Говард Дэвид Джонсон

Персефона Говард Дэвид Джонсон


Похищение Персефоны Франсуа Буше

Также в подземном царстве Аида живут двое богов-братьев: Танатос и Гипнос. Старший Танатос - бог смерти, младший Гипноз - бог сна, что по-моему, очень символично.

А эти три барышни известны как Мойры. Мойры - богини судьбы, судьбу каждого из нас, они прядут на огромном веретене фатума. Мойра Клото дает жизнь, создает новые судьбы, Мойра Лахесис прядет нить наших судеб, отмеряя длину и то какой сложится наша судьба. Мойра Атропос (та что с ножницами) обрезает нить нашей судьбы, когда наступает время, тогда наступает смерть.

Мамой неумолимых Мойр является известная богиня правосудия и справедливости - Фемида, которую часто изображают слепой - очень хороший намек на то, что справедливость и правосудие (а особенно на Украине) не одно и то же.

Греческая богиня Фемида с завязанными глазами, весами в одной руке, и мечом в другой (карающий меч правосудия) и по сегодня остается символом наших далеко не безупречных судов. Но может когда-то ситуация исправится, будем надеяться на лучшее.



Богини-покровительницы земледелия. В римском пантеоне Персефоне соответствует богиня Прозерпина.

История появления

Значение имени Персефона невозможно вывести, опираясь на греческий язык. Ученые предполагают, что культ богини царства мертвых распространился по Балканскому полуострову задолго до того, как туда вторглись греки. Греческая Персефона «выросла» из древнего местного божества.

Образ богини подземного мира слился у греков с образом местной богини-девственницы Коры, которой поклонялись как богине плодородия. Возможно, первоначально Кора и богиня-мать Деметра воспринимались как один и тот же мифологический образ. Позже Персефона-Кора превратилась в дочь Деметры, но связь этих двух персонажей древнегреческой мифологии и общность культа осталась неразрывной.

Персефона олицетворяет растительность - зерна, которые скрываются в земле, а затем в виде всходов пробиваются на поверхность, что происходит циклически год за годом. В греческой литературе образ Персефоны также символизирует бессмертие души. Атрибут Персефоны - цветок нарцисса.

Образ и характер

Персефона, дочь Деметры и Зевса, вскармливалась в пещере матерью и нимфами. Компанию взрослеющей Персефоне составляли другие юные богини - -охотница, богиня войны и мудрости , богиня любви и красоты . Когда героиня выросла и вступила в брачный возраст, к ней стали свататься покровитель искусств, златокудрый бог-врачеватель и бог войны .


Легенда утверждает, что в конечном итоге девушка не досталась ни тому, ни другому, а была похищена Аидом, который унес Персефону в царство мертвых.

Мать юной богини, Деметра, в большой печали бродила по миру и искала дочь. Поскольку Деметра - богиня плодородия и земледелия, земля «впала в депрессию» вместе с нею. Засеянные поля стояли голыми, ничто не всходило и не росло.

Когда Деметра узнала, что во всем виноват Аид, то потребовала у верховного бога Зевса, чтобы тот велел Аиду вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но при этом провернул хитрый трюк.


Атрибут Аида - плод граната, и бог подземного мира дал Персефона съесть несколько гранатовых зерен, прежде чем юная богиня ушла. До этого эпизода похищенная Персефона отказывалась притрагиваться к пище в царстве Аида. Съев зерна граната, богиня обрела связь с подземным миром и была обречена возвращаться туда. Зевс рассудил спор Деметры и Аида таким образом, что Персефона должна была проводить полгода на Олимпе с матерью, а другие полгода - в подземном мире с мужем (вариант: две трети года на Олимпе и треть - в подземном царстве).

В римской мифологии образу Персефоны соответствует богиня Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, которую та родила от верховного бога неба Юпитера.

По римской версии, Прозерпина вместе с подругами собирала цветы на лугу, когда собственный дядя героини, владыка подземного мира Плутон загляделся на Прозерпину и воспылал к той любовью. Плутон унес Прозерпину на колеснице, которая рухнула в разверзшуюся бездну и унеслась в подземное царство.


В греческой мифологии есть несколько вариантов того, как именно Аид похищает Персефону. Самый распространенный соответствует римскому - Аид похитил героиню на лугу у озера, а произошло это на острове Сицилия. Есть также вариант, в котором богу подземного мира помог сам Зевс. В Греции есть несколько мест, где якобы произошло похищение Персефоны. Это либо Олимпия, либо Арголида, где Персефона была замечена Аидом на берегах реки Химарр, либо местечко Эринеон недалеко от города Элевсин, либо источник в Сиракузах.

Образ Персефоны-Коры многократно был обыгран в искусстве, начиная с древнейших времен. В Государственном Эрмитаже в Петербурге можно увидеть римскую копию древнегреческой статуи, изображающей бога и Кору. Мотив похищения Персефоны Аидом не раз использовался в живописи и скульптуре, начиная с гравюры на этот сюжет, созданной в 1516 году.


Джованни Бернини, итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко, изваял мраморную скульптуру на сюжет похищения Прозерпины Плутоном. Эту статую можно увидеть в Риме, в галерее Боргезе.

Образ Прозерпины вдохновлял художников-прерафаэлитов. Данте Габриэль Россетти написал портрет героини с плодом граната в руках, использовав в качестве моделей собственную покойную жену Элизабет и новую любовницу Джейн Бёрден.


В честь Персефоны дважды называли астероиды. Один был назван греческим именем богини (Персефона), а другой - римским (Прозерпина).

Экранизации

Впервые Персефона появляется на экранах в 9-минутном мультфильме «Богиня весны» 1934 года выпуска. Мультфильм снят на студии и входит в серию «Silly Symphonies». Плутон, повелитель подземного царства, изображен здесь похожим на карикатурного сатану.


Сюжет классический: Персефона – богиня весны – разгуливает по лесу. Неожиданно появляется Плутон, хватает Персефону и уносит в подземное царство. Там злодей объявляет Персефону королевой, но богиня весны погружается в уныние и вся земля – вместе с нею. Плутон, которому надоело это депрессивное зрелище, отпускает Персефону, но через каждые полгода та должна возвращаться к нему под землю. После того, как богиня весны возвращается на землю, мир снова приходит в состояние гармонии.

Аниматор Гамильтон Ласке, создавший дизайн Персефоны, позже использовал тот при разработке ранних набросков к дизайну из мультфильма «Белоснежка и семь гномов».

В 2002 году российский режиссер-мультипликатор Сергей Олифиренко выпустил 13-минутный мультфильм «Персефона», который стал частью серии «Анимационные сказки мира».


В 2010 году образ Персефоны впервые появляется в кино. В фильме «Перси Джексон и Похититель молний» роль Персефоны исполняет американская актриса . В этом фильме бог подземного мира Аид представлен главным злодеем. Аид добывает жезл Зевса, а Персефона отнимает у злодея это страшное оружие и ударяет того молнией. А после отдает жезл главному герою - .

Внешность героини меняется в зависимости от того, где та находится. В подземном мире у Персефоны бледная кожа, а платье кажется сотканным из тумана. На земле платье героини расцветает цветами, а глаза становятся разного цвета.

В 2003 году вышли фильмы «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», где богини Персефоны как таковой нет, но есть персонаж, носящий ее имя. Это жена Меровингена - воплощения старейшей программы в Матрице, которая регулирует поведение людей в системе. На момент действия фильма Меровинген давно не обновлялся, морально устарел и стал маргинальным боссом, который покровительствует другим подлежащим удалению устаревшим программам и торгует информацией.


Моника Беллуччи в фильме "Матрица"

У Персефоны сложные отношения с мужем, и в обмен на поцелуй назло Меровингену она помогает героям освободить некоего Мастера ключей, которого муж держит в плену. Роль Персефоны в обоих фильмах исполняет итальянская актриса .

Как известно, в языческий греческий пантеон входило 12 богов. Персефона является богиней царства мертвых. По легенде, она вынуждена треть года проводить под землей, со своим мужем Аидом, а две трети - на земле, с матерью Деметрой. Далее в статье подробно разберемся с тем, кто такая Персефона, и какие о ней существуют мифы.

Рождение Персефоны

Похищение Аидом

Персефона была очень красивой и жизнерадостной девушкой. Однажды ее заприметил ее родной, полубезумный дядя - бог подземного царства Аид. Как-то раз ничего не подозревающая Персефона гуляла по лугу с подругами, веселясь и собирая цветы. Вдруг из одной расщелины в земле выехала колесница, запряженная четырьмя конями. Правил ею сам Аид. Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.

Учеными найдено множество древнегреческих артефактов с рисунками, на которых похищение Персефоны Аидом представлено во всех подробностях. Описана эта история и в Гомеровском «Гимне Деметре». Да и в наше время этот интересный миф часто привлекает внимание художников, музыкантов и поэтов.

Обращение Деметры к Зевсу

Мать Персефоны, разумеется, не смогла смириться с пропажей дочери. Безутешная, она обратилась к самому Зевсу с просьбой вернуть Персефону. Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.

Возвращение богини

Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно. Добавим, что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на - Крите.

Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.

Богиня на звездном небе

В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона - богиня подземного мира - иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.

Символизм мифа

Разумеется, Персефона (греческая богиня), а вернее миф о ней, символизирует не что иное, как смену времен года. Две трети года в теплой Греции царствует лето, одну треть - зима. Когда Аид похитил Персефону, ее мать в горе перестала выполнять свои обязанности. В результате перестали расти травы и деревья, животным было нечего есть, и на земле случился страшный голод. Когда же Зевс вернул Деметре ее юную дочь, на радостях богиня научила земледельческим ремеслам целый отряд разного рода героев. После чего и превратилась из гипотетичной богини плодородия в богиню конкретной прослойки греческого общества, занимающейся возделыванием полей.

Если говорить об архетипах, то пара Деметра и Персефона представляет собой единую схему «мать-дочь», в которой последняя слишком близка первой и находится в зависимом от нее положении. Сама Персефона выступает одновременно символом женщины-ребенка (Кора), весны (возвращение из царства Аида) и проводником в мир мертвых.

Персефона в творчестве древних греков

Персефона - богиня, о которой упоминается во многих мифах этой древней страны. К примеру, именно Персефона, которую тронуло горе Орфея и его прекрасная музыка, отпустила из царства мертвых Эвридику. Однако последняя солнечный свет так и не увидела, причем по вине именно своего возлюбленного. Согласно легенде, Орфею было поставлено условие не оглядываться при выходе из царства смерти. Однако устоять перед искушением ему не удалось.

Рассказывается о Персефоне и в «Одиссее» Гомера. Главный герой этого эпоса также однажды спустился в подземное царство, где его владычица показала ему души умерших праведных женщин.

Еще один миф повествует о том, как Персефона - богиня подземного мира - соперничала с Афродитой за любовь Адониса. Последний был обычным смертным, но очень красивым юношей. Самая прекрасная в пантеоне богиня поместила его в корзину и отправила Персефоне для того, чтобы она спрятала его. Увидев Адониса и влюбившись, богиня подземного царства отказалась отдавать его Афродите обратно наотрез. Долго длился этот спор. Разрешен он был Зевсом. По его указу Адонис был вынужден треть года проводить с Персефоной, треть - с Афродитой, а остальное время был предоставлен сам себе.

В одном из мифов Персефона - богиня подземного царства - предстает и как грозная ревнивая супруга. Любовницу Аида, нимфу Минту, она превращает в растение (мяту). Нимфа же реки Кокид (Кокитида) по этой же причине была затоптана ею насмерть. Между тем, согласно мифологии, сама Персефона имела двух официальных любовников - Диониса и Адониса.

Корни мифа

Персефона - богиня (судя уже даже и по имени) изначально не греческая. Миф о ней придумали вовсе не в этой стране. Считается, что он был заимствован у поселенцев Балкан, где был популярным в микенскую эпоху.

Соответствия в римской мифологии

Миф, похожий на похищение Персефоны Аидом, имеется и у древних римлян. В нем этой богине соответствует Прозерпина. Она была также дочерью богини плодородия, звали которую Церерой. Украл же ее бог поземного царства - Плутон. Как и Персефона, Прозерпина вынуждена треть года проводить в его царстве из-за съеденных когда-то зернышек граната.

Таким образом, вы теперь знаете, кто такая Персефона. Это юная богиня, похищенная Аидом и ставшая его женой. Мифы, повествующие о ней, насыщены событиями и очень интересны.

Персефона срывает цветок,
Борис Валледжо

Александр Исачев

Персефона, в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса – бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду – богу подземного царства.

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.

Прозерпина,
Данте Габриэль Росетти

Фредерик Лейтон

Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне.

Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть – с мужем.

Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Персефона и Аид, богиня весны и повелитель мертвых - божественная пара, отношения которых покрыты тайной. Впрочем, как и архетипы самих божеств. ..

Мистерии Персефоны составляли одну из трех частей Элевсинских мистерий, носили сакральный характер. Их называли «Последнее испытание». Сведения о том, что на них происходило, не дошли до наших дней. Участникам запрещалось разглашать происходящее.Известно, что целью этих мистерий было достижение плодородия.

Аид и вовсе не объявляется в мире живых, разве что похитить Деву Кору, которую впоследствии назовут Персефоной.


Осень и зиму Персефона проводит с Аидом под землей - в царстве мёртвых, а весну и лето - на поверхности, в царстве живых, с матерью Деметрой. Деметра - богиня плодородия и материнства, богиня плодоносящей земли.
Каждый год Аид поднимается на поверхность, лишь затем чтобы увести в свой дом Персефону, ставшую его законной женой.
Таким образом, жизнь Персефоны представляет собой нескончаемое путешествие от мамы к мужу - от мужа к маме, и обратно. Это бесконечный цикл, замкнутый круг, который никак не может развернуться в спираль.
Царство Аида - серая, бесплодная земля; мертвые болота; засохшие деревья, мрачные туманы. Появившись в подземном мире, Персефона умудрилась принести весну даже туда. «…вся эта гниль вечно умирающей осени сменилась буйной растительностью и огромны ми корнями, вершины которых расцветали на поверхности земли и уходили в небо.
Таково было превращение, свершенное Прозерпиной (Персефоной) » (Е.Головин «Прозерпина»).


Персефона и сама изменилась, теперь у нее появилась территория, где она стала полноправной хозяйкой. Встреча с Аидом, не смотря на ореол «криминальности», явилась событием, которое способствовало взрослению Коры-Персефоны, и ее отделению от матери.
Однако тоскующая в разлуке мать заставляет Персефону постоянно возвращаться к уже отжившим себя моделям поведения. Вечно потерянное беспомощное, похищенное дитя; вечная мамина дочка…
Если взглянуть на Аида глазами матери-Деметры, он вполне способен внушить ужас: мрачный повелитель теней, похититель и совратитель юной девы.

(Впрочем, Деметре и другие претенденты на руку дочери не нравились, даже красавец Аполлон ей не угодил. Деметра предпочитала считать Кору слишком юной для замужества).
Аид даже не бывает на Олимпе - архетипическом очаге общественных законов, создателями которых являются Зевс и его любимые дети Аполлон и Афина. Эти законы - для смертных, но не для Аида. А значит, он - вне законов, вне социальных ценностей. Либо живет согласно законам, которые он один и ведает…
Секрет в том, что Персе фона, несомненно, любит Аида. Историю их любви рассказывают все возможные варианты сказок «Красавица и чудовище», и «Аленький цветочек».

Не кажется ли странным тот факт, что Деметра, вместо того чтобы завести других детей и отпустить дочь во взрослую жизнь, отчаянно цепляется за нее? Ведь это противоречит самой природе. После того, как детеныши подрастают, самка любого вида животных отпускает их восвояси и рожает новое потомство! Откуда у самой богини плодородия такое…бесплодие?
Почему Деметра не в силах принести весну на землю без помощи Персефоны?
Деметра - богиня сельского хозяйства, это богиня культивированной природы, а значит, искусственного плодородия. Ее культ появился довольно поздно, пройдя стадии древних, неуправляемых как сама стихия богинь - Геи, Реи Кибелы. И в итоге мать Земля из Великой и Ужасной Матери превратилась в заботливую матушку Деметру, которая полностью сконцентрирована на своем чаде (и других интересов, у нее, по видимому, нет).
Плодородие Деметры - это как плодородие огорода, родного и собственноручно вспаханного. Однако, какие бы чудеса агрономии мы бы не проявляли - урожай всегда будет зависеть от капризов природы.
Греки того времени научились возделывать землю, но были по-прежнему зависимы от природных условий. А это уже другое плодородие, то самое, что вне человеческих законов! И его символизирует Аид, который является не только богом мертвых, но и богом подземных недр - подземного богатства.
Персефона оказалась на перепутье между дикой и культивированной природой. Ее миссия чрезвычайно важна.
Она приносит любовь в сердце Аида, отчего наступает весна в подземном царстве, и подземная часть растений набирает рост. Так богиня воздействует на дикую природу!
А потом Персефона поднимается на поверхность и приносит весну в огороды и вспаханные поля, приносит урожай и по сути спасает цивилизацию людей от голода))) Без Персефоны Деметра, увы, не плодоносит, так же как растение не может жить, если его корневая часть повреждена.

Персефона - чрезвычайно древнее божество. Похоже, более древнее, чем ее мать Деметра, облик который выкристаллизовался с приходом земледелия.
Перевод имени «Персефона» утерян, что может говорить о том, что оно имеет древнее, не-греческое происхождение. «Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров.» http://mythology.org.ua/Персефона
Как ни странно, сама Персефона также бесплодна. У Персефоны и Аида не было детей. Персефона стала приёмной матерью младенцу Адонису, который вскоре превратился в красивейшего среди смертных мужчину. По настоянию Персефоны, Адонис проводит треть года с приёмной матерью, две трети - с возлюбленной, богиней Афродитой. Как мы видим, Персефона в точности повторяет модель поведения своей матери…
Однако бесплодной Персефона оказывается только в поздних мифах. Согласно более древним мифам, в которых божества еще сохраняли зооморфный облик, у Персефоны был сын по имени Загрей.
Загрея называли Диким Охотником. Он был чрезвычайно важным божеством в те давние времена, когда охота была основным источником пропитания.
Я обратилась к сказке «Красавица и чудовище» неслучайно. Персефона зачала Загрея, вступив в союз с неким божеством, принявшим образ Дракона (Змея), словом, устрашающий, звериный облик.
В некоторых мифах этот Змей - не кто иной, как сам Зевс, отец Персефоны. В других мифах это Аид. Исследователь А.Ф. Лосев пишет: « На монетах IV в. до н. э. из Праса встречаем изображение женщины, ласкающей Зевса-змея, в ней нетрудно узнать Персефону».
http://www.sno.pro1.ru/lib/losev2/15.htm

Лосев также пишет о совмещении хточнических (зооморфных) мифов с героическими. Хтоническое начало, безусловно, представлено Аидом, в то время как Героическое начало представляет Зевс - основополагающий архетип патриархальной цивилизации.
Если поначалу кажется, что Загрей был плодом кровосмесительной связи, то при более детальном исследовании образов Аида и Зевса становится понятно, что кровосмешение едва ли имело место быть.
Существо, от которого был зачат Загрей, было хтоническим, представителем природного хаоса, а не зевсовой цивилизации.
Когда мы входим в пространство природы, социальные предрассудки перестают довлеть над нами. Там не существует неприличного, не существует греховного, условности стираются.
Аид являет собой теневую сторону архетипа Зевса. Зевс - царь цивилизации, Аид - царь мира смерти, что так же неподвластна людям, как природа.
Были времена, когда цивилизации еще не было.
Но природа существовала всегда. В те далекие времена Аид и Зевс были одним божеством, символизирующим Мужское начало. Именно от него и зачала Персефона. Загрей - сын Аида, либо сын хточнической, «звериной» ипостаси Зевса - а это и есть Аид.

Был ли Загрей плодом инцеста - в мире природы не так уж важно. В некоторых мифах архетип Заргея сливался с архетипом Аида и Зевса, что добавляет дополнительный «инцестуальный» оттенок:
« Загрей настолько же сын Аида, насколько он и сам Аид; и, кроме того, он настолько же сын Зевса, насколько он и сам Зевс …» (А.Ф. Лосев).
С точки зрения социальных норм союз Аида и Персефоны в любом случае является кровосмесительным (Аид - дядя Персефоны), просто это не столь вопиюще, как в случае с Зевсом.
...Когда девушка начинает встречаться с мужчиной намного старше себя, ей может прийти в голову стыдливая мысль: «Да он мне в отцы годится!» (или с мужчиной значительно младше, и тогда женщина сетует, что она годится ему в матери). Мысль, в которая отсылает к инцесту…
Вместо того, чтобы наслаждаться красотой слияния вечности и обновления - двух важнейших животворящих энергий, мы пускаемся в социальные предрассудки. Так наша внутренняя Персефона и становится бесплодной…
P.S. Загрею тоже не дали пожить в свое удовольствие. Гера, поборница социальных порядков, направила на него гнев титанов. Титаны разорвали Загрея на части, Зевс испепелил их за это молниями. Афине удалось спасти сердце Загрея и принести его в сохранности к Зевсу. Зевс съел его сердце и зачал второе воплощение Загрея от смертной женщины Семелы. А рожденного младенца назвали Дионисом. Он стал богом земледелия и празднеств, а также измененных состояний сознания. Дионису удалось объединить хаос дикой природы и упорядоченность сельского хозяйства. Мистерии Диониса приобрели не менее широкую популярность, чем мистерии Деметры и Персефоны.
"Дионис — это бог последней космической эпохи, царствующий над миром, или, как говорит один источник, «наш владыка» (А.Ф. Лосев)
«...Титаны, вкусившие его плоть, были испепелены молниями Зевса, и из этого пепла, смешавшегося с кровью бога, произошел человеческий род, который и отличается дерзновенностью титанов и страдальчеством Диониса»….

Posted on Feb. 10th, 2015 at 08:55 pm |

Рассказать друзьям