Доходы расходы управляющей компании жкх. Состав затрат, включаемых в себестоимость услуг в жкх

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Андрей Кротков , генеральный директор управляющей компании «Zeppelin»



Вопрос разработки бюджета эксплуатационных расходов регулярно возникает перед управляющими компаниями. Так, например, им задаётся собственник объекта недвижимости, когда решает провести тендер, или якорный арендатор, который желает убедиться в адекватности запрашиваемой ставки. А иногда даже потенциальный покупатель интересуется данной информацией.

Одни ненавидят этот бюджет за то, что в структуре «пирога» общих расходов их бизнеса эксплуатационные составляют львиную долю. Для других, напротив, умение обосновать бюджет и своевременно проиндексировать его в сторону увеличения — вопрос выживания на рынке.
На практике существуют и, в зависимости от конкретной ситуации, применяются три основных метода оценки стоимости эксплуатации недвижимости: доходный, сравнительный и затратный.

Доходным методом чаще всего пользуются девелоперы или первичные покупатели объектов. В этом случае величина эксплуатационных расходов «привязывается» к планируемым показателям доходности объекта. По нашему опыту, для бизнес-центр класса «С» эксплуатационный бюджет должен укладываться в границы 9-12%, для БЦ класса «В» нормой являются 7–9%, а для БЦ класса «А» оптимальные эксплуатационные затраты должны составлять 5–7% от валового дохода. К сожалению, уже на следующий год «жизни» объекта недвижимости собственник сталкивается с необходимостью существенно скорректировать расходы на эксплуатацию, определённые доходным способом, и не всегда в сторону их сокращения.

Сравнительный метод используется, например, оценщиками и консалтинговыми компаниями в тех случаях, когда налицо дефицит времени и нет возможности достоверно рассчитать доходную часть объекта. Рынок анализируется на предмет «аналогов», и опрашивается большое количество респондентов. Конечно, существует вероятность, что эта работа будет проведена качественно и полученные результаты совпадут с рассчитанными доходным методом, но ожидать от такого бюджета эксплуатационных расходов (БЭР) высокой степени достоверности и адекватного постатейного распределения затрат не приходится. Соответственно, и принимать на его основе выверенные управленческие или финансовые решения мы бы не рекомендовали.

Именно по этим причинам на вторичном рынке коммерческой недвижимости абсолютное большинство собственников при формировании бюджета на эксплуатацию прибегают к расходному методу, основанному на анализе эксплуатационных затрат.
Однако и здесь имеется своя специфика, прямо зависящая от «судьбы», которую собственник уготовил своему активу, т. е. от возможных вариантов его дальнейшего использования. Если объект уже выставлен на продажу, то и стратегия его собственника при формировании эксплуатационного бюджета заключается в минимизации расходов на плановую текущую эксплуатацию, в т. ч. на сокращение обслуживающего персонала, отказ от значительной части планово-предупредительных ремонтов и регламентных работ. Максимум, на что будут без задержки выделяться средства в этом случае - аварийно-диспетчерское обслуживание и «предпродажная подготовка».
Если же объект используется как долгосрочный инструмент извлечения стабильной прибыли или в качестве залога, то и подход к БЭР иной - скрупулёзный, можно даже сказать академический, без необдуманной экономии.

При выборе того или иного механизма планирования эксплуатационных расходов объекта недвижимости надо учитывать не только задачи и цели, которые будет преследовать собственник, но и функциональное назначение: офисное ли это здание, торгово-развлекательный центр или логистический комплекс. Так, например, в ТРЦ одинаковой площади с офисным зданием доля расходов на клининг, вертикальный транспорт (лифты) и охрану будет существенно больше. В логистическом же комплексе круглосуточная, но преимущественно ночная, специфика работы значительно повлияет на ФОТ персонала.

О персонале
Бюджетирование расходным методом основывается, прежде всего, на применении отраслевых нормативов, СНиПов, соответствующих постановлений и подзаконных актов, но с обязательной поправкой на существующие рыночные реалии (альтернативная стоимость подобных услуг у субподрядных компаний) и практический опыт УК.
Так, при определении количества необходимого персонала для уборки прилегающей территории нормативы установлены, исходя из её площади, вида покрытия, интенсивности пешеходного или автомобильного движения, продолжительности холодного и тёплого периодов года, а также количества дней с твёрдыми и жидкими осадками. Нормативная численность персонала для внутренней уборки зависит от типов и функционального назначения помещений, их площади и заставленности мебелью, типов напольных покрытий, количества санитарных зон, места и вида мусоросборников и др.
Численность и режим работы сотрудников, задействованных в технической эксплуатации объекта, определяется на основе специализированных регламентов, исходя из состава имеющегося оборудования и инженерных систем, а также количества работающих в здании людей и общей площади объекта.

Рыночное регулирование

В то же время не ко всем эксплуатационным расходам можно механически применить подход, основанный на отраслевом нормировании. Расходы на управление, оплату юридических и бухгалтерских услуг, расходы на оказание дополнительных услуг арендаторам, вознаграждение УК и т. д. регулируются рыночными механизмами.
Наш опыт говорит о том, что расчёт ресурсов, необходимых для эксплуатации объекта недвижимости, только на основе действующих отраслевых нормативов и технических регламентов, без учёта ситуации на рынке и пожеланий заказчика, приводит к необоснованному завышению стоимости данной услуги для собственника.

С чего начать

Первичное формирование бюджета эксплуатационных расходов объекта происходит, как правило, на этапе обращения собственника (арендатора) в УК с запросом на подготовку коммерческого предложения. Собственники, для которых данный тендер не первый, уже имеют достаточно подробное техническое задание. Для «новичков», зачастую, помощь в разработке ТЗ оказывает УК.
Реже случается, что сотрудничество УК с будущим заказчиком начинается на стадии технического консалтинга в ходе эксплуатационного аудита проектных решений, исполнительной документации и сопровождения строительства. Такой подход позволяет собственникам избежать технических ошибок, которые могут повлечь за собой существенные дополнительные расходы при эксплуатации объекта. Существуют и «антипримеры». Так, в портфеле контрактов нашей компании присутствует объект класса «В+» площадью 7 000 кв.м., новые собственники которого по итогам 2012 года были вынуждены незапланированно затратить свыше 10 млн рублей на устранение строительных недоделок и ошибок проектировщиков.

Безусловно, на рынке существуют такие специалисты и управляющие компании, которые способны разработать бюджет эксплуатационных расходов и подготовить коммерческое предложение без выезда на объект, только на основании ТЗ. Мы придерживаемся другой модели. Направлению ком. предложения предшествует обязательный осмотр объекта, оборудования и систем, а также опрос заказчика о его пожеланиях и представлении о запрашиваемых услугах.

Следующие шаги
В дальнейшем, по результатам обследования объекта специалистами УК, изучения ожиданий заказчика, анализа и оценки технической документации, управляющая компания формирует годовой бюджет эксплуатационных расходов объекта недвижимости с необходимым набором основных услуг: коммерческое управление, техническая эксплуатация и обслуживание, комплексная уборка внутренних помещений и прилегающей территории, организация службы парковки, организация службы ресепшен, обеспечение безопасности объекта и т.д.

Возможны варианты

Наша компания предлагает своим клиентам два варианта планирования бюджета эксплуатационных расходов: закрытый (closed-book) и открытый (open-book).
Бюджет op
en -book собственник и УК согласовывают разово, на срок действия договора. Далее управляющий ежемесячно корректирует произведённые фактические расходы либо учитывает п олученную экономию и перерасход, прежде чем направить отчёт к собственнику для оплаты. Такой вид планирования бюджета, как правило, используют собственники объектов, так как он позволяет прозрачно подтверждать арендаторам расходы на содержание объекта. Полученная таким способом экономия переносится на следующий период. Однако для заказчика бюджет open-book, за счёт более сложного документооборота, влечёт за собой необходимость иметь в своём штате специалистов для контроля и анализа предоставляемых УК отчётов.

При закрыт ом бюджете (closed-book) управляющая компания и собственник фиксируют среднемесячную величину планируемых расходов исходя из годового бюджета, которые далее не пере сматривают. Таким образом, собственник ежемесячно не корректирует фактические расходы , а УК может самостоятельно перераспределять ресурсы в рамках фиксированной стоимости. Риски перерасхода Исполнитель в данном случае берёт на себя.

Детализация бюджета эксплуатационных расходов объекта может быть различной, в завис им ос т и от пожеланий собственника, но, как правило, предполагает следующие обязательные разделы:

  • ФОТ персонала, соц. выплаты, подготовка, аттестация, допуски, страховка сотрудников;
  • Расходы по комплексной уборке;
  • Расходы на эксплуатацию и ТО инженерных систем, в т. ч. привлечение подрядных компаний для проведения специализированных работ;
  • Оснащение объекта спец. оборудованием и инвентарём;
  • Спецодежда, транспорт, питание, связь;
  • Расходные материалы и ЗиП, включённые в бюджет;
  • Расходы на дополнительные услуги, включённые в бюджет;
  • Расходы на управление;
  • Вознаграждение УК.

Причём всё, что связано с персоналом - это постоянная затратная часть бюджета. А субподрядные и периодические работы, ЗиП и материалы - его переменная часть.
Мы рекомендуем клиентам не включать в эксплуатационный бюджет затраты на расходные материалы либо включать минимальный лимит. Используя такую схему, собственник получает следующие преимущества:

  • точную информацию о расходах по эксплуатации объекта недвижимости, накопление необходимой статистики;
  • экономичное бюджетирование, так как оплачиваются только фактически произведённые в отчётном месяце расходы.

В результате эксплуатации объекта в течение года УК обогащается опытом, благодаря которому может внести изменения в бюджет следующего года, позволяющие улучшить состояние объекта за счёт возможных неучтенных расходов и рассмотреть какие-либо варианты экономии.

На чём бы сэкономить?..
Оптимизация эксплуатационных затрат, безусловно, возможна и она предполагает целый набор решений, позволяющих экономить без ущерба для объекта недвижимости. При этом нельзя забывать, что данные меры временные и собственнику целесообразно доверить их реализацию профессионалам, т. е. специализированным управляющим.
Уже благодаря только приглашению УК для участия в тендере или для проведения аудита эксплуатационных расходов, собственники гарантированно получат предметную информацию о примерном размере и способах возможной оптимизации бюджета. Зачастую так и происходит: под видом конкурсов собственниками проводятся так называемые мониторинги, которые не подразумевают дальнейшего сотрудничества с приглашёнными управляющими компаниями, а имеют своей целью лишь получение объективных данных о реальной величине необходимых эксплуатационных расходов для последующего использования собственными службами эксплуатации объекта.

Рекомендую собственникам подходить к оптимизации эксплуатационного бюджета разумно, по следующему принципу: административные расходы, стоимость услуг персонала, расходы на клининг и охрану. И только в последнюю очередь задумываться о сокращении бюджета на техническую эксплуатацию.
Так, например, расходы на персонал сокращаются путём перевода сотрудников на совмещения или неполный рабочий день, а некоторые виды регламентного обслуживания оборудования - на сетевые выезды по графику и аварийным заявкам. Хороший эффект приносит и внедрение систем автоматической диагностики и диспетчеризации инженерных систем.
Сэкономить расходы по уборке можно, заменив маленькие контейнеры на большие и применив пресс-компакторы. Позволят сократить эксплуатационные расходы современные технологии и передовые инженерные решения. Например, эффективной альтернативой механической чистке системы вентиляции является её прочистка сухим льдом. Также сегодня возможно проведение водоподготовки без использования химических препаратов с помощью акустической электромагнитной системы.

Оптимизация статей «услуги на аутсорсинге», «расходные материалы» и «ЗиП» заключается в пересмотре условий сотрудничества с поставщиками ТМЦ или услуг. Необходимо не только минимизировать объёмы их потребления, но и снизить закупочные цены за счёт привлечения других, более гибких поставщиков, предлагающих аналогичные по свойствам, но более дешёвые варианты соответствующей продукции.

… а на чём экономить нельзя
Но нельзя забывать о том, что существует ряд затрат, экономить на которых нецелесообразно, так как это может привести к более существенным расходам в дальнейшем. Невыполнение графиков ППР и регламентных работ при техническом обслуживании инженерного оборудования приводит к серьёзным поломкам.
Например, если перестать ежеквартально обслуживать фэнкойлы, то сначала выйдут из строя гидравлические узлы и вентиляторы, засорятся теплообменники, а затем - последует отказ всей системы. Закупка же и замена нового оборудования обойдётся в десятки раз дороже стоимости его планового обслуживания. Если регулярно не менять фильтры в системе вентиляции и кондиционирования, это может привести к неприятным запахам, засорению вентиляционных решёток, потолков и стен. Это, в свою очередь, приведёт к увеличению затрат на клининг и, в дальнейшем, на косметический ремонт.
И главное - доведённые до аварийного состояния инженерные системы создают неблагоприятные условия для арендаторов, которые могут направить собственнику претензию, потребовать снижения арендной платы или даже расторжения договора аренды.

Таким образом, все шаги по оптимизации эксплуатационных расходов объекта должны быть тщательно взвешены. Изучив возможные направления экономии, УК должна на 100% убедиться, что данные мероприятия не навредят жизнедеятельности объекта, и только после этого направлять свои предложения собственнику.




В заключение хотелось бы отметить, что скрупулёзно выверенный бюджет эксплуатационных расходов объекта коммерческой недвижимости жизненно необходим всем участникам процесса. Собственникам он позволяет получить реальную и прогнозируемую финансовую картину, а также превращает объект недвижимости в эффективный залоговый инструмент. Управляющим - подтвердить свою профессиональную репутацию и без недоразумений и конфликтов с заказчиками получить заслуженное вознаграждение.

Управляющая компания – это организация, чья деятельность направлена на содержание и управление жилыми многоквартирными зданиями.

В обязанности УК входит проведение различных ремонтных работ, предоставление жильцам коммунальных услуг и т. д. Естественно, что деятельность компании связана с решением различных финансовых вопросов.

Доход управляющей компании ЖКХ состоит из:

  1. платежи жильцов.

    Собственники квартир обязаны оплачивать содержание МКД, перечисляя определенную сумму на счет компании.

    Обычно такие платежи указываются в квитанциях на оплату коммунальных услуг.

  2. Вознаграждение за посредничество.

    Ресурсоснабжающие организации предоставляют УК агентские вознаграждения за сбор коммунальных платежей с жильцов.

  3. Дополнительные средства, которые жильцы перечисляют на счет УК.

    Это может возмещение материального ущерба, причиненного собственниками, и т. д.

  4. Средства за аренду.

    УК имеет право сдавать в аренду те помещения, которые входят в общедомовое имущество, например, подвал.

Справка: существуют два вида доходов организации, которые не облагаются налогами со стороны государства.

К ним относятся:

  • деньги, которые собственники перечисляют на капитальный ремонт МКД;
  • бюджетные деньги, которые УК получает на содержание дома.

В обязанности УК входит содержать и ремонтировать многоквартирное здание. Естественно, эта деятельность связана с определенными расходами. Например, расходы могут быть следующими:

  1. ремонт канализационных систем;
  2. устранение неполадок отопительной системы;
  3. ремонт кровли здания;
  4. осуществление ремонтных работ по заявкам собственников и т. д.

Предусмотрены также расходы на содержание МКД. УК обязана следить за тем, чтобы общедомовое имущество находилось в надлежащем состоянии и могло полноценно эксплуатироваться. Обязанности компании по содержанию здания включают:

  • ежедневную уборку лестничных клеток, территории возле мусоропровода, а также лифта;
  • замену поврежденных окон, дверей и т. д.;
  • контроль за температурой в помещениях, которые относятся к общедомовому имуществу;
  • дезинфекция мусоропроводов;
  • ежемесячная уборка всего подъезда.

Что касается придомовой территории, то УК должна содержать и участок земли возле многоквартирного дома, то есть озеленять и благоустраивать его.

Отдельной статьей расходов для управляющей компании является капитальный ремонт. Чаще всего его проведение оплачивают собственники квартир, но часть средств могут выделять из бюджета муниципальные власти.

Также расходы управляющей компании ЖКХ включают в себя:

  1. оплата труда работников;
  2. отчисление страховых взносов;
  3. оплата банковских, аудиторских, а также консультационных услуг;
  4. расходы, связанные с повышением квалификации кадров;
  5. налоговые сборы.

Все платежи обязательно указываются в бухгалтерском учете в соответствии с действующим законодательством.

Материальные расходы в УК

Управляющая компания тратит средства не только для оплаты услуг специалистов, которые осуществляют работы по содержанию и ремонту МКД. Существует такая статья бюджета, как материальные расходы.

Материальные расходы в управляющей компании:

  • приобретение инвентаря, сырья и прочих материалов для ремонта и содержания МКД;
  • оплата коммунальных услуг, которые использует УК;
  • аренда помещений для УК;
  • транспортные услуги.

Это лишь небольшой перечень трат, которые являются необходимостью для управляющей компании.

Смета

Это так называемый финансовый план, который содержит всю необходимую информацию о доходах и расходах компании за определенный промежуток времени.

Смета управляющей компании обязательно содержит пункты, соответствующие обязанностям УК по отношению к собственникам, а также:

  1. отчисления ресурсоснабжающим компаниям за предоставленные коммунальные услуги;
  2. расходы, которые УК понесет в связи с содержанием МКД и территории;
  3. расходы, запланированные на ремонт жилого здания;
  4. средства, которые УК обязана потратить на свое содержание (заработная плата сотрудникам, коммунальные расходы);
  5. расходы на капитальный ремонт.

При составлении документа обязательно учитывается площадь здания, количеств помещений (жилых и нежилых) и другие сведения.

Обязана ли управляющая компания предоставлять смету выполненных работ?

В обязанности УК входит предоставление сметы собственникам квартир. Для этого жильцам следует обратиться в компанию коллективно и потребовать ознакомления с документом.

Порядок предоставления субсидий жилищно-управляющим компаниям

Государство нередко дает возможность организациям, ведущим жилищно-хозяйственную деятельность, возместить траты, направленные на оплату коммунальных услуг и т. д. Другими словами, это способ возмещения убытков управляющих компаний, которые они несут во время содержания многоквартирного здания.

Процедура получения основывается на соглашении, которое заключается между УК и соответствующим министерством. Следует знать, что такие субсидии носят единовременный характер и имеют четкое целевое назначение. Средства организация может получить, если предоставит доказательства своих убытков.

Существует еще один вид субсидий, на которую может рассчитывать управляющая компания. Это выделение бюджетных средств на проведение капремонта дома. В этом случае к организации предъявляются следующие требования:

  • у УК не должно быть долгов перед государственными органами;
  • решение о проведение капремонта должны принять собственники на собрании;
  • УК обязана предоставить заключение экспертизы о техническом состоянии МКД.

Но такие субсидии предусмотрены не для всех видов капитального ремонта. Государство может взять на себя часть расходов управляющих организаций, если работы включают:

  1. устранение разрушений несущих конструкций здания;
  2. повреждение дома произошло вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия;
  3. требуется удаление деформаций и ремонт обрушений конструктивных частей МКД.

После того, как жильцы решат, что есть необходимость в проведении капитального ремонта, УК обращается в МУ ДМИБ и предоставляет документы. После чего придется ждать решения о предоставлении субсидий.

Вознаграждение

Деятельность УК направлена на получение прибыли, поэтому организация имеет право на различные вознаграждения. В первую очередь работу УК оплачивают собственники квартир.

Прибыль управляющей компании складывается из нескольких показателей, но размер и процедура выплат должна быть указана в договоре между жильцами и компанией.

Вознаграждение управляющей компании не может превышать 10% от тарифов, установленных на содержание и ремонт дома.

Проверки

Владельцы квартир имеют право требовать предоставления от УК отчетности за потраченные средства. Но это не гарантирует того, что компания честно распоряжается деньгами, которые должна тратить на ремонт и содержание дома.

Поэтому при проверке документов следует обратить внимание на следующее:

  1. жильцы могут требовать получения приложений, которые составляются для отчетов. Обычно в таких приложениях указана более подробная информация о доходах и расходах УК. Иногда недобросовестные компании указывают в них перечень услуг, которые жильцам не предоставляются.
  2. Важно учесть, когда был проведен ремонт МКД и какое количество средств было на это потрачено.
  3. Что касается трат на, например, электричество, то проверить цифры, указанные в документе, сложнее. Необходимо заранее подсчитать, затраты управляющей компании.

    Даже если сумма будет приблизительной, разницу (если сумма в отчете сильно завышена) можно легко увидеть.

  4. Таким же способом можно проверить расход воды. Если в документе указано, что на мытье помещений или полив цветов ушло очень много воды, а на самом деле УК не выполняла этих работ, то можно предъявлять претензии.
  5. Сложнее проверить средства, которые УК тратит на накладные расходы, организацию работ. Важно уточнить, что именно входит в этот пункт, так как заработная плата сотрудников обычно идет отдельной статьей.
  6. УК часто злоупотребляют такими пунктами, как ремонт окон или дверей общедомового имущества. Это очень удобно, так как можно списать большие суммы на покупку шпингалетов, рам или стекол. А по факту ничего не устанавливать.

Желательно, чтобы жильцы объединялись в инициативные группы и контролировали таким образом деятельность УК.

При этом в такую группу должны входит специалисты, в том числе бухгалтеры, юристы, инженеры.

Они смогут дать профессиональную оценку документации, которую предоставляют управляющие компании.

Перед тем, как проверять деятельность компании, следует выяснить, что указано по этому поводу в договоре. Отчеты могут предоставляться собственникам, вывешиваться на общем стенде.

Не стоит думать, что найдя недочеты и предъявив претензии УК, ее руководство сразу примет меры по их устранению. К сожалению, это далеко не так.

Нередко управляющие компании очень хорошо наживаются на собственниках квартир, взымая с них плату за несуществующие услуги. Поэтому лучше всего обратиться в контролирующие органы, например, в жилинспекцию.

Жалоба должна быть составлена в письменном виде и содержать все необходимые пункты. Если УК предоставляет некачественные услуги, то лучше обращаться в Роспоребнадзор. При завышенных тарифах на коммунальные услуги нужно идти в антимонопольную службу.

А вот писать жалобу в прокуратуру необходимо в следующих случаях:

  • если УК использует средства собственников для удовлетворения своих нужд;
  • если УК совершает неправомерные действия.

ВАЖНО! В случае, когда у собственника есть претензии к компании, основанные на возмещение материальных убытков, следует подавать иск в суд.

Заявление нужно отнести в суд по месту нахождения виновника, то есть управляющей компании. Тогда можно добиться того, что УК выплатит компенсацию за переплату или поврежденное имущество.

Управляющая компания – это коммерческая организация, поэтому она обязана вести бухгалтерские документы и платить налоги. Все доходы и расходы УК контролируют налоговые органы, поэтому крайне важно соблюдать отчетность, а также не завышать тарифы. А собственники со своей стороны могут только контролировать эту деятельность и проверять расходы организации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Введение

Актуальность темы. Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отличался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, что оказывает непосредственное влияние на учет доходов и расходов, формирующих финансовый результат. С 19 века основной задачей для предприятий ЖКХ является оформление финансовых результатов путем сопоставления категорий доходов и расходов для получения результирующего финансового показателя – прибыли или убытка. Сложность их учета состоит в том, что доходы и расходы в жилищно-коммунальном хозяйстве не имеют юридического обоснования, их величина зависит от норм, правил и концепций, изложенных законодательством.

Финансовое положение предприятия характеризуется показателями доходов и расходов, которые отражаются в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Проанализировав информацию этой части отчетности, внутренние и внешние пользователи могут сделать выводы о финансовом, имущественном положении организации, результатах ее хозяйственной деятельности, поскольку разница сумм доходов и расходов предприятия является финансовым результатом его деятельности. Превышение доходов над расходами означает прирост чистых активов – прибыль, а расходов над доходами – их уменьшение – убыток. На основе данных о доходах и расходах организации соответственно производится вывод о финансовом состоянии предприятия, которое отражает его конкурентоспособность, платежеспособность, кредитоспособность в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования собственного капитала.

В условиях перехода к рыночной экономике жилищная проблема в России существенно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.

ЖКХ России сегодня - это около 52 тысяч предприятий различных форм собственности и более 4 миллионов работников. На долю отрасли приходится 1/3 часть основных фондов, 1/3 часть потребляемых энергоресурсов и 1/5 часть бюджета России. ЖКХ существует, в основном, на дотации из федерального, регионального (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов. Как правило, местные бюджеты выделяют на содержание ЖКХ почти 60%. Степень изношенности основных фондов отрасли, в среднем по России, составляет до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, канализации и нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в тяжелом положении из-за недостатка средств. Оно финансируется из всех источников не более на 50% от необходимого уровня, который может обеспечить воспроизводство основных фондов. Платежи населения в составе коммунальных услуг на содержание жилья, производство и поставку коммунальных услуг в различных районах Российской Федерации выросли с 20-30 до 60-70%. Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась.

Актуальность, экономическая важность решения вопросов бухгалтерского учета расходов и доходов в организации учета на предприятиях ЖКХ, формирование достоверной информации в форме внутренней их отчетности, а также недостаточная изученность этих вопросов в российской экономической науке обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Отражение доходов и расходов СМУП «ЖЭУ-15» в системе бухгалтерского учета».

Цель и задачи исследования. Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является выявление особенностей формирования доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, оценка финансовых результатов, а также выявление внутренних резервов их роста.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

исследовать состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности;

сгруппировать доходы и расходы организации для целей финансового и управленческого учета;

проанализировать применяемую технику составления формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

разработать план прибылей и убытков в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

создать механизм увязки информации о доходах и затратах, получаемой в управленческом учете, с информацией, подготовленной в финансовом учете

Предметом исследования выступает производственно–хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной работы является: Смоленское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплутационный участок №15».

Методами исследования выпускной работы являются экономико-статистические методы, наблюдение, синтез. Методологические основы для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.


Сокращенно: СМУП «ЖЭУ-15». Место нахождения организации: 214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 15. СМУП «ЖЭУ-15» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Смоленска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Оно создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учредителем организации является администрация города Смоленска. СМУП «ЖЭУ-15» находится в ведомственном подчинении Смоленского унитарного предприятия «Жилищник». Предприятие действует на основании устава (Постановление главы администрации города Смоленска от 23.06.2003 года), разработанной учетной политики (Приказ № 101 от 26.12.2003 года).

Целью создания организации является осуществление уставной деятельности по техническому содержанию находящегося в его ведении жилищного фонда и поддержания его в исправном состоянии, обеспечению бесперебойной работы инженерного оборудования и устройств жилых домов, своевременному проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности.

В установленном законодательном порядке СМУП «ЖЭУ-15» осуществляет следующие виды деятельности:

Проведение общих плановых осмотров жилищного фонда (весной, осенью) для выявления неисправности и причин их проявления, а также для определения объемов работ на следующий год.

Выполнение работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий.

Выполнение непредвиденного текущего ремонта, в т. ч. по заявкам граждан.

Подготовка домов к эксплуатации в зимних условиях.

Проведение расчетов за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов.

Оформление регистрации граждан и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и выдача справок.

Сбор платежей за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов, за коммунальные услуги.

Своевременное предоставление гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Контроль за соблюдением нанимателями, арендаторами или собственниками жилых помещений в многоквартирных домах требований по пользованию жилыми помещениями, коммунальными услугами в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания (для приватизированных квартир и квартир, находящихся в собственности граждан).

Осуществление претензионно-исковой работы, связанной с невнесением платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В состав СМУП «ЖЭУ-15» входят различные производственные подразделения: участки, обслуживающие хозяйства, органы управления и организации по обслуживанию работников предприятия.

Руководит предприятием СМУП «ЖЭУ-15» начальник, назначенный Главой администрации г. Смоленска. Под его руководством находятся отделы и службы предприятия, общей численностью 130 человек.

Функции и организация деятельности структурных подразделений определяются положением, утвержденным приказом руководителя предприятия. Функции подразделяются на административные, функции обслуживающего персонала и функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда. На рис. 0.1. представлена организационно-производственная структура предприятия, предусматривающая функциональные группы подразделений для выполнения определенных задач и управления процессом их выполнения.

Рисунок 0.1. Организационно-производственная структура СМУП «ЖЭУ-15»

Функции административного и обслуживающего персонала организации включают:

руководство деятельностью предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ и согласно утвержденному уставу;

организацию и ведение учета бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организацию труда и заработной платы работников предприятия;

обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности; организацию учебно-методической работы по повышению квалификации работников предприятия;

документальное оформление управленческих решений, действий, связей;

организацию документооборота; упорядочение и хранение документации;

контроль своевременного исполнения приказов, поручений;

обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами;

Данная организация представляет собой юридическое лицо (оно может быть любой организационной формы) или индивидуального предпринимателя, обеспечивающих надлежащее управление многоквартирным домом.

Разумное управление нацелено на то, чтобы обезопасить жильцов, сделать их проживание максимально комфортным, обеспечить их качественным предоставлением услуг ЖКХ. Управляющие организации должны содержать общедомовое имущество, решать вопросы, касающиеся его использования.

Деятельность управляющих компаний регламентируется Жилищным Кодексом РФ. Правила, согласно которым осуществляется их работа, утверждены Постановлением Правительства России 15 мая 2013 года .

Доходы управляющих компаний ЖКХ

Прибыль управляющей компании складывается из нескольких категорий.



Отдельно стоит сказать о капитальном ремонте. Он оплачивается собственниками помещений в многоквартирном доме (). Государство может предоставить финансовую поддержку ТСЖ, управляющих компаний, жилищных кооперативов по проведению капитального ремонта.

Прочие материальные затраты

Данный вид бюджета включает в себя следующие разделы:

  • покупка сырьевых материалов, хозяйственных принадлежностей и прочего инвентаря, который необходим при предоставлении услуг многоквартирным домам;
  • коммунальные услуги, которые потребляются самим офисом управляющей организации;
  • аренда нежилых помещений, которые использует управляющая компания или амортизационные отчисления;
  • транспортные и другие виды услуг.

Смета доходов и убытков

Данный документ представляет собой четкий , согласно которому в бюджет управляющей компании будут поступать доходы и отчисляться расходы. Смета – это один из самых простых финансовых планов.

Управляющая компания обязана выполнять ряд требований перед собственниками жилых помещений. Эти обязанности четко прописаны в договоре между жильцами и организацией.

В смете четко прописываются все пункты (соответствующие обязанностям), которые ведут за собой расходную и доходную часть бюджета. При составлении сметы учитывается площадь всего дома, количество жилых и нежилых помещений. В смету входят следующие пункты:

  • Платежи ресурсоснабжающим компаниям. Между управляющей организацией и данными компаниями заключается . Исходя из него, рассчитывается сумма оплаты.
  • Расходы, которые относятся к содержанию общего имущества – сюда входит работа по уборке прилегающих территорий и общедомовых площадей (лифтов, подъездов), подготовка к зимнему периоду времени и др..
  • Расходы по ремонту дома – оплата услуг подрядчиков, проводящих ремонтные работы.
  • Расходы, касающиеся работы самой управляющей компании . Этот пункт включает в себя материальные расходы в управляющей компании, отчисления на заработную плату другие социальные нужды работников, амортизация различного оборудования, используемого управляющей компанией, другие расходы, которые связаны с предоставлением услуг по обслуживанию дома.
  • Расходы, направляемые на капитальный ремонт – оплата услуг подрядчиков, производящих капремонт.

Управляющая компания должна предоставлять смету по требованию собственника жилья. Лучше будет, если жильцы обратятся в управляющую организацию коллективно.

Порядок предоставления субсидий

Государство предоставляет субсидии, которые нацелены на то, чтобы возместить затраты, связанные с содержанием объектов коммунальной (социальной, энергетической, таможенной и прочих) инфраструктуры.

Субсидии предоставляются единовременно, использовать их можно только на возмещение убытков . Предоставление денежных средств основывается на договоре, заключенном между управляющей компанией и министерством экономразвития России.

В договоре указывается размер субсидии, время выплаты, целевое назначение, сроки представления отчетов по использованию средств и др. Для того чтобы получить субсидию, управляющая компания должна предоставить в министерство соответствующие документы.

Существует субсидирование капитального ремонта дома. Управляющие компании могут получить субсидии для его проведения. Для этого организации должны обладать следующими критериями:

  • компании не должны иметь ;
  • решение о надобности капремонта должно быть принято собственниками на общем собрании;
  • проведение экспертизы технического состояния дома, где в заключении будет сказано о необходимости капитального ремонта.

Субсидии могут быть предоставлены только в случае выполнения определенных работ капремонта:

  • подрядчики должны устранить разрушения несущих конструкций дома;
  • необходимо устранить повреждения после чрезвычайных ситуаций (пожаров, наводнений);
  • удалить деформации и обрушения отдельных конструктивных частей дома.

Управляющие организации должны направить письменное обращение в МУ ДМИБ с документами, подтверждающими необходимость капитального ремонта, и ожидать решение вопроса.

Ведение бюджета управляющей организации – это важная деятельность, которую ведут бухгалтеры. Все компании предоставляют отчеты, платят соответствующие налоги.

Документацию, доходную и расходную часть бюджета проверяет налоговая инспекция, поэтому необходим соблюдать все правила по ведению бюджета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Рассказать друзьям